Жизнь таких отдаленных селений, как Сосновка, Каневка, Краснощелье, расположенных в глубинке Кольского полуострова, всегда вызывает интерес у наших читателей. И когда заместитель главы администрации Ловозерского района Геннадий Кравченко пригласил корреспондента «Полярки» побывать в Краснощелье, приглашение было принято.
Делегация, направляющаяся в поселение оленеводов, состояла из 11 человек. Ровно столько пассажиров мог поднять в воздух старенький двухкрыльник АН-2. По признанию его «капитана» Валерия Карпова, больше и нельзя, дабы не рисковать. Общая грузоподъемность «борта» – 1200 кг. С экипажем, состоящим из двух летчиков, плюс немалый груз пассажиров АН-2 самолет заполнился, что называется, под завязку. Когда и летчики, и пассажиры расселись по местам, и мотор взревел во всю мощь, Валерий Карпов попросил мужчин выйти из самолета и развернуть его немного. По ветру, что называется. Надо сказать, мы сумели сделать это довольно легко, а операторы ГТРК «Мурман» и «ТВ-21» с удовольствием засняли нашу работу.
54 минуты в воздухе, и вот оно – Краснощелье. Аккуратные домики, выстроенные в две-три улицы, несколько разбросанные по окраинам села, радовали глаз. Потом мы любовались их зимним видом уже с земли. Улицы были столь пустынны, что, казалось, народ здесь не живет. Но вот появился один «Буран», другой, третий: неслись они по снежным улицам так быстро, что их водителей не удавалось рассмотреть. Уже на другой день пребывания в селе выяснилась такая картина: «Бураны» здесь почти в каждом доме. И нет у селян любимее транспорта.
«Бураны» преодолевали снежные заносы, доставляли грузы, перевозили людей, прокладывали пути следования, служили для прогулок и поездок в гости. Владеет искусством езды на них почти каждый мужчина. Да и мальчишки умеют управлять этим «механизмом», только вот не всегда им родители доверяют покататься самостоятельно.
Уже в день приезда заместители глав администраций района и сельского поселения Ловозеро Геннадий Кравченко и Виктор Романов пригласили селян на встречу. В клубе Краснощелья собралось человек 80. Если учесть, что всего-то жителей здесь около 450, то получилась неплохая явка.
Встретили начальство и журналистов песнями и частушками. Местный ансамбль, облюбовав место на боковых лавочках, голосисто выводил: «Хороша наша деревня: школа есть и интернет. Магазин есть и пекарня – и лишь бани только нет». Были и ершистые припевки: «На рыбалку депутаты все летают мимо нас. Но боятся приземлиться, чтобы встретиться хоть раз».
Вступительное слово Геннадия Кравченко, и вопросы – от народа. Их было немало: когда будут вовремя завозиться продукты и овощи, почему нет субсидий на дрова, почему нет в Краснощелье врача и лекарств: почему так дорого обходится дорога до Ловозера и обратно, когда отремонтируется пекарня. Жаловались, что нет возможности наладить быт жителей и учебу детей из-за дефицита электроэнергии, а в школьной и детсадовской котельне почти нет дров и мазута. Рабочие дизельной электростанции беспокоятся о зарплате (почти 4 месяца она не выплачивается) и об оформлении на работу. Был и каверзный вопрос: «Если нет улучшения в снабжении села продуктами, поставках топлива и лекарств, в пассажироперевозках, заготовке дров, то зачем столько администраций? Сразу три. Может, деньги, что идут на их содержание, пустить на снабжение и топливо?»
Виктору Романову пришлось попотеть на собрании. Он пытался объяснить ситуацию с поставкой топлива, заготовкой дров, работой дизельной электростанции (ДЭС), выплатой субсидий... И все же ответы заместителя главы сельского поселения Ловозеро не удовлетворили селян. Геннадий Кравченко взял на заметку многие вопросы жителей и обещал решить многие из них в ближайшее время. Правда, скепсиса у самых ярых вопрошателей не убавилось от его заверений...
На следующий день в здании местной администрации руководители вновь встречались с жителями Краснощелья. На прием записались 10 человек. Здесь, надо признать, взаимопонимание было найдено, по сути, по всем вопросам. Валентину Терентьеву, ветерана труда, устроило обещание Виктора Романова решить вопрос с оплатой дров – по льготной цене. Всем семерым дизелистам ДЭС Геннадий Викторович и Виктор Дмитриевич дали слово «устранить дефицит с оплатой их труда» и наладить контакт с новым руководством ООО «Инженерные системы», которое взяло ДЭС в аренду. Филипповой Марфе Степановне, участнице войны, инвалиду, обещали решить вопрос с жильем. Ее однофамилице Анастасии Владимировне дали слово наладить быт и улучшить жилье...
Татьяна Артиева, завуч средней школы, выступала на собрании и на прием пришла с «больной» проблемой: нехватка топлива для школьной котельной, недостаток освещения, из-за чего уроки можно вести только после обеда, когда подают электричество, а надо готовиться к ЕГЭ. Свет же – с 8 до 10-ти и с 17 до 23 часов. Ребята не успевают готовить уроки, занимаются со свечами. Школе приходится работать в одну смену. Но никто же не отменит экзамены, не сократит школьную программу. Вроде бы и здесь «договаривающиеся стороны» нашли решение этой острой проблемы...
День был на исходе, а руководству, представителю областного правительства необходимо было посетить ДЭС, школу, детсад, новый пункт забоя оленей, подстанцию, рассмотреть вопрос работы пожарной дружины и тарифы на перевозки пассажиров и грузов, узнать, почему на почту не поступает корреспонденция еще с предновогодних времен...
Галина Жалоба, отработавшая врачом Краснощельской врачебной амбулатории 18 лет, приехала, чтобы проводить прием больных.
– Сейчас работаю терапевтом общей практики в Ловозерской больнице, но своих бывших подопечных не забываю: приезжаю к ним пару раз в год, – рассказала Галина Ивановна. – Сегодня принимаю десятого пациента. Болячки селян знаю, всех своих подопечных помню. Здесь в амбулатории работать можно. Правда, оборудование надо менять. Медсестра Яна Ивановна Выучейская и фельдшер Анна Владимировна Тельминова очень опытные специалисты. Не хуже меня знают все хвори селян. Справляются. А когда болезнь сложная, когда нужно вмешательство узких специалистов, посылают больных к нам, в Ловозеро. Конечно, врач здесь нужен, но не так-то просто его зазвать в такую даль. Я сейчас с трудом представляю, как я проработала в Краснощелье 18 лет. Вон мой домик – рядом. Там еще много моих вещей, поклаж, кухонных принадлежностей. Но так непривычно теперь все это – отвыкла уже...
Пошли вместе с Галиной Ивановной по домам краснощельцев, тем, где ветераны живут, неходячие. Как же радостно и приветливо принимали врача в этих домах. Василий Игнатьевич Терентьев признался:
– Галина Ивановна для нас – мать родная. Всегда приветлива, побалагурит, обнимет. От радушия ее даже хвори улетучиваются. А вот недавно был в Ловозере, когда зуб мне вырвали. Чуть не умер – не мог кушать ничего. Пришел там к другому врачу, так он меня и лечить не захотел: «Я краснощельских не лечу. Идите к Галине Ивановне!» Так обидно стало: я еле на ногах стою, а тут такое...
...То ли нас провожать, то ли встречать «борт», но в аэропорту было в день отлета не протолкнуться от наехавших «Буранов», повозок, людей. АН-2 подвез продукты, фрукты, мясо, макароны. Пассажиры – их было человек 6-7 – скоренько разъехались на «Буранах». А продавцы и грузчики еще долго считали привезенное, сверяя с накладными.
Воспарили в солнечное синее небо почти незаметно – так легко взлетела «Аннушка». И вновь отметили красоту Краснощелья, его ухоженность, стройный вид. Быстро и незаметно пролетели дни командировки. Наша административно-журналистская бригада сдружилась, и расставались мы в Ловозере с грустью в глазах. Бальзамом на душу, пожалуй, стали слова главы Ловозерского района Дмитрия Писарева: «Обязательно слетаем в Краснощелье летом. Посмотрим на плоды трудов ваших. Журналистов обязательно пригласим».
Виктор ШУБИН