300.000 человек пересекли границу в Мурманской области за 10 месяцев

29 ноября 2007 в 09:35, Мурманская область
300.000 человек пересекли границу на пограничных переходах в Мурманской области только за 10 месяцев нынешнего года. Это почти целое население Мурманска в движении! Конечно, в цифру включены и иностранцы, которые пересекают наши границы, но все равно очень много народу нынче путешествует по делам службы или для собственного удовольствия. Я одна из них. И как, наверное, многие путешественники, томясь в длинных очередях при пересечении границы, не раз прокручивала в уме вопросы:

Ну почему все происходит так долго?

Зачем нам нужны многочисленные контрольные пункты и шлагбаумы, когда у соседей, финнов или норвежцев, всего один?

Не слишком ли много людей в зеленой форме пребывает на границе?

Ну и многое другое в таком духе.

Ответить на мои вопросы согласился начальник пресс-службы Мурманского управления пограничной службы России полковник Алексей Асташкин.

Я начала с политкорректного утверждения, которое полностью разделяю: пограничная служба нужна, и люди, несущие в ней службу, делают очень важное и нужное для нашей страны дело.

Краткую версию интервью предлагаю вниманию читателей.

«Шлагбаумов и постов

пограничного контроля немного:

их достаточно»

- так прокомментировал мое дилетантское утверждение о чрезмерном количестве пунктов проверки Алексей Михайлович и пояснил:

- Пункт пересечения только один на каждом пограничном переходе. Если вы имеете в виду проверку, например, в районе Титовки по Печенгской дороге, то это пункт въезда в погранзону, а не пересечение границы. Также шлагбаум возле старой таможни на этом же направлении не является пунктом пересечения границы - это место въезда за инженерно-технические сооружения. Пограничники сами ничего не придумывают. Мы действуем в соответствии с законом и по согласованию с местными властями.

«Люди привыкли жить в раю»

- Как вы оцениваете вступивший с 1 января нынешнего года закон об увеличении территории пограничной зоны? Я знаю, чти это нововведение создало много проблем иностранцам, которые, имея российскую визу, не могут остановиться в Никеле или Заполярном без специального приглашения, которое надо оформлять заранее.

- Любые нормативные документы, связанные с охраной границы, обязательно согласовываются с местными властями. Так и в данном случае: органы муниципальной и областной власти дали согласие на введение пограничной зоны, и тогда она была введена.

- Но ведь потом губернатор обращался в Москву с просьбой сократить количество территорий, подпадающих под определение "пограничная зона».

- Совершенно верно. Возможно, не все сразу учли. Поработали и исключили из перечня Терский и Ловозерский районы.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Но я вам вот что хочу сказать: люди, которые живут в пограничной зоне, просто счастливы, что она у них есть. Они привыкли жить в раю. Вот, например, глава администрации Печенгского района Маврин даже в газете написал, что введение погранзоны - это благо для района. 90% населения полностью поддерживают это решение, так как жизнь на территории муниципального образования, которая серьезно охраняется, гораздо спокойнее. К нам даже обращались жители других районов с просьбой поставить пост пограничного контроля и у них, чтобы было спокойнее.

- Мне все-таки всегда казалось, что главная задача пограничников - охранять рубежи Родины от внешних врагов...

- У нас много задач: пресечение незаконной миграции, борьба с контрабандой наркотиков, а также создание благоприятных условий для экономической деятельности.

- То есть погранзоны не являются препятствием для развития экономики?

- Наоборот. Способствуют развитию. Самыми ярыми противниками их расширения были как раз те, кто занимается незаконной предпринимательской деятельностью: вырубкой лесов, браконьерским промыслом и т.п. Теперь мы со всем этим наводим порядок.

«Мы делаем одно дело»

- За десять месяцев этого года сотрудниками нашего управления были задержаны 245 нарушителей границы.

- А много ли из них пытались пересечь границу?

- Примерно 18 человек - палестинцев, иракцев, сербов, армян.

- Я хочу вас попросить прокомментировать случай, о котором сообщает сайт пограничного управления Финляндии. 26 сентября 2007 года во время рутинного обхода территории в районе Райа-Йосеппи (пункт Лота с российской стороны) пограничный наряд обнаружил нарушителя. Им оказался российский военнослужащий, который незаконно пересек границу. Нарушитель вел себя спокойно, без сопротивления сдался пограничникам. Оружия при себе не имел. Так как у задержанного не было ни паспорта, ни визы, финские пограничники отправили его назад на Родину.

- Здесь пока нечего комментировать. Это единственный случай за многие годы. Идет расследование. Нам пока не известны ни цели, ни мотив. Сам нарушитель говорит, что он просто заблудился.

- Как же он все-таки преодолел все многочисленные технические сооружения и обошел посты?

- Идет расследование. В целом наше сотрудничество с коллегами в других странах находится на очень высоком уровне. Мы раньше стояли друг против друга и молчали, ничего не сообщали. А сейчас налажено очень хорошее взаимодействие. Мы проводим совместные учения, обмениваемся опытом, информацией. Делаем одно дело.

- Я все-таки хочу вернуться к началу нашего разговора. Мне, например, доводилось слышать от норвежских коллег такое, по-моему, обидное для нас, утверждение: у русских так много пограничников, они так тщательно охраняют границу, что нам и тратиться особо не надо. Это, конечно, несколько иронический комментарий, но все-таки.

Как так получается, что у норвежцев нет ни погранзон, ни колючей проволоки: там на берег реки Пасвик, по которой проходит граница, может выйти любой желающий. Почему нам приходится содержать так много людей, техники, сооружений на границе?

- Норвежцы используют значительное количество радиолокационных технических средств охраны границы, которые постоянно ведут наблюдение за прилегающей местностью. Вы просто о них не знаете. У нас тоже идет техническое оснащение пограничных органов. В результате внедрения современных технологий охраны границы и контроля ее пересечения мы обеспечиваем решение наших основных задач. В перспективе, в зависимости от обстановки, основу охраны государственной границы будет составлять оперативная деятельность в сочетании с технической. Это позволит оперативно-служебную деятельность пограничной службы сделать более результативной и менее затратной.

- Спасибо за интервью.

Елена ЛАРИОНОВА.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter