Прототипом спасательных судов на Мурмане был бот «Фрам» для экспедиции Нансена. Ровно 114 лет назад начался переход на Мурман первых спасательных крейсеров Общества спасения на водах крейсеры – «Великая княгиня Ксения Александровна» и «Великий князь Алексей Михайлович».
Прототипом российских спасателей послужил парусный бот конструкции норвежца Колина Арчера, прославившегося созданием знаменитого «Фрама» для экспедиции Нансена. Постройка судов завершилась 20 октября 1902 года, а пятого декабря того же года начался переход крейсеров на Мурман, завершившийся зимой 1903 года.
Первоначально боты базировались на построенных в 1902—1903 годах станциях в Териберке и Рынде. Однако последнюю из-за в 1905 году перенесли в Екатерининскую гавань в черту Александровска. В начале кампании (в конце марта и в апреле) спасательные катера работали в районе от Варангерского залива до Териберки, летом — от мыса Сеть-Наволок до губы Восточная Лица. Только в первые восемь лет службы они фактически спасли 43 судна со 143 рыбаками. Значительно большее количество аварий удалось предотвратить.
На этих ботах прошли суровую школу многие моряки Севера, в том числе известный впоследствии штурман и капитан Иван Петрович Ануфриев.Как нам сообщил морской историк, член Союза писателей России, Русского географического общества, редактор газеты «Корабельная сторона» Олег Химаныч, талант искусного судоводителя всегда высоко ценился на поморском Севере.-
История и молва сохранила нам множество имен смелых и удачливых мореходов, - объясняет Олег Борисович, - но среди них была особая категория авторитетов, именуемых за практические знания и опыт плаваний «ледовыми капитанами». Первый из них – Иван Петрович Ануфриев.
Профессиональная судьба его во многом схожа с тем, как складывалась она у некоторых его коллег – известных ныне морских капитанов, выходцев из поморской среды. К слову, едина она даже в том трагическом обстоятельстве, что отец его – потомственный помор, как и у многих, погиб в море.В четырнадцать лет будущий капитан Ануфриев юнгой ступил на палубу ладьи «Святой Николай», еще два года служил на ладье «Святой Михаил» и шхуне «Святой Петр».
В 1903-м он уже самостоятельно в должности капитана вышел в море на парусном крейсере – «Великая княгиня Ксения Александровна» (коротко - «Святая Ксения»), принадлежавшем спасательной службе.Архангельские капитаны конца XIX и начала XX веков знали науку ледовой навигации не по специальным лоциям, а постигали ее с опытом предшественников и своим каждодневным трудом.
Так складывался профессионализм капитанов Ф.М. Щепетова, Б.И. Ерохина, Г.И. Поспелова, Д.Т. Черткова… И капитан Ануфриев, безусловно, входил в эту плеяду талантливых судоводителей. Ему и доверили ледокольный пароход «Святой Николай» - первый на российском Севере!Боле подробно познакомиться с историей спасания на водах и пожарно-спасательного дела на Мурмане можно в Галерее безопасности Мурманской области.
Здесь не только раскроют героические страницы в летописи истории защитников Заполярного края, но также напомнят основные правила безопасного образа жизни и алгоритмы действия в экстренных ситуациях.
К примеру, в межсезонье отказаться от выхода на неокрепший лед водоемов; не выходить в море на маломерных судах в период непогоды, без запасов, в том числе топлива, при нехватке индивидуальных средств спасения; не ходить в походы в одиночку, в темное время, без соответствующей подготовки и регистрации у спасателей. Помните, что пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения может привести к трагедии.