Опера на сюжет гетевского «Фауста» была задумана Гуно ещё в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Премьера шедевра состоялась в Париже 19 марта 1859 года, но успеха не имела. И лишь в 10 лет спустя, когда для постановки на сцене парижского театра Большой оперы Гуно заменил диалоги мелодическим речитативом и дописал балетную сцену «Вальпургиева ночь», опера заняла в мировом театральном репертуаре прочное место.
Сюжет оперы либреттисты Жюль Барбье и Мишель Карре позаимствовали из первой части одноименной трагедии Гете, основой которой послужила распространенная в Германии средневековая легенда. Однако, в отличие от Гете, сюжет этот трактован в опере в лирико-бытовом, а не в философском плане. У Фауста Гуно преобладают не столько размышления о жизни, пытливые поиски истины, сколько пылкость любовных чувств. Значительно упрощен и образ Мефистофеля: полный у Гете глубокого смысла, он предстал в опере в насмешливо-ироническом плане. Наиболее близка к литературному прототипу Маргарита, в обрисовке которой подчеркнуты человечные, задушевные черты..Действие начинается с пролога, в котором отчаявшийся Фауст взывает к злому духу, тем самым призвав Мефистофеля. С помощью образа Маргариты, Мефистофель уговаривает его подписать договор о том, что взамен всего сделанного для Фауста, получит его душу. Демон возвращает Фаусту юность и, введя Маргариту в искушение, усыпляет её совесть и отдаёт Фаусту. Спустя некоторое время любовь к Фаусту мучает Маргариту. От неё отрекается брат Валентин: смертельно раненный Фаустом в поединке, он проклинает сестру. Обезумив, несчастная убивает собственное дитя и ожидает казни. Тем временем Мефистофель приводит Фауста на Вальпургиеву ночь, где философ забывается среди обилия вина и ведьм. Но перед ним является видение Маргариты. С ужасом и раскаянием он видит красную полосу на ее шее - "как след секиры страшной..." Видение исчезает. Фауст требует, чтобы Мефистофель унес его отсюда. Он проникает в тюрьму к Маргарите. Вдруг снова появляется Мефистофель. Но теперь Маргарита узнает дьявола и падает на колени, шепча молитву. Мефистофель и Фауст уговаривают Маргариту бежать, но она неколебимо повторяет свою молитву. Силы покидают ее, и она падает замертво. Мефистофель произносит ей проклятие. Но финальный хор ангелов поет о ее спасении - ее душа взята на небо.
«Фауст» Гуно, самая успешная опера своего времени, через 4 года после парижской премьеры, в 1863г., достигла сцены Ковент-Гардена и очень скоро полюбилась Викторианской публике. В 2004г. «Фауст» с размахом вернулся в репертуар Королевского театра Ковент-Гарден: потрясающее театральное представление Дэвида МакВикара, действие которого происходит в Париже времён Второй империи, вдохнуло новую жизнь в легко узнаваемые мотивы, великолепные ансамбли и центральную проблематику борьбы между добром и злом. Роскошное разнообразие декораций Чарльза Эдвардса пробуждает в воображении Париж времён Гуно, точно ссылаясь на живопись того периода, и, в сочетании с внутренней борьбой композитора между набожностью и страстью, искусно передаёт зрителю смысл произведения. Падение Фауста, искушённого демоном Мефистофелем, и ужасающие последствия его позорной любви к невинной Маргарите, отразившиеся на ней и её брате Валентине, полны проницательности и театральной бравады. При помощи дьявольского представления Кабаре «L’Enfer» , в котором известный вальс Гуно достигает наивысшей точки привлекательности, постановщик адаптировал «Фауста» для сознания 21 века. Вы удостоитесь шанса увидеть восходящую звезду Витторио Григоло в роли молодого Фауста, Рене Папе в образе Мефистофеля, несчастного Валентина в исполнении Дмитрия Хворостовского и в роли невинной Маргариты Анджелу Георгиу, вернувшуюся в образ, созданный ею в 2004г.
Некоторые комментарии скрыты Показать все