Российский уголь, идущий на экспорт через незамерзающий порт Мурманск, в основном отправляется в Европу, которая взяла на себя обязательство к 2050 году стать первым в мире углеродно-нейтральным континентом, а задолго до этого — к 2030 году — сократить выбросы климатических газов на 60%.
Многие члены ЕС сокращают использование угля быстрее, чем прогнозировалось. Например, в Финляндии предполагают, что сжигание угля для производства электроэнергии может быть запрещено уже к 2025 году.
В настоящее время на уголь приходится 19% производства электроэнергии в ЕС, и каждый год его доля существенно снижается. Параллельно с этим падают и цены на уголь.
Согласно статистике Европейской комиссии, за последние три десятилетия потребление твердого ископаемого топлива (каменного и бурого угля) в ЕС сократилось почти вдвое с 383 млн тонн нефтяного эквивалента в 1990 году до 210 млн тонн в 2018 году.
При этом в Мурманске делают ставку на долгосрочный спрос на уголь. Порт, где экспорт угля уже составляет значительную часть грузооборота, сейчас расширяется на западную сторону Кольского залива, где строятся новые огромные мощности, причалы и железная дорога.
Здесь, в Лавне, уже полным ходом идет реализация проекта стоимостью 32 млрд рублей (352 млн евро). Для строительства того, что должно стать Мурманским транспортным узлом, идут взрывные работы по выемке огромных объемов скальных пород.
Строится ответвление Октябрьской железной дороги протяженностью несколько десятков километров, а также огромные складские помещения, которые расположатся на сопке над будущими причалами.
Новый угольный порт является крупнейшим элементом проекта, хотя через новые мощности на мировые рынки также будут отправляться удобрения и железная руда.
Как недавно сообщил «Коммерсант», основные грузоотправители угля так и не подписали ожидавшиеся соглашения о загрузке нового терминала.
Теперь запуск угольного порта, первоначально запланированный на конец 2020 года, может быть отложен на неопределенное время, сообщает газета со ссылкой на источники в угольной отрасли.
Терминала «не будет», говорят компании-инвесторы.
Планировалось, что новый терминал мощностью 18 млн тонн в год будет обслуживать важный угледобывающий регион Кузбасс на юго-западе Сибири, откуда уголь за несколько тысяч километров доставляют по железной дороге в Мурманск.
Для мурманчан, которые живут бок о бок с угольной пылью из-за перевалки угля открытым способом буквально в центре города, новый терминал на другом берегу Кольского залива стал бы облегчением.
Зимой Мурманск печально известен черным снегом и грязными окнами.
Как сообщает Агентство экономической информации «Прайм», по оценке министра энергетики Александра Новака российский экспорт угля может сократиться в 2020 году до 22%.
Хотя министр в основном увязывает падение спроса на уголь с пандемией коронавируса, он признает, что на российский экспорт угля отрицательно влияет усиление климатической повестки.
Как недавно сообщило издание VTimes, Россия является третьим по величине экспортером угля в мире, а доля угля в экспортном грузопотоке через морские порты страны превысила в 2019 году 50%.
Однако эксперты, с которыми пообщался «Коммерсант», предостерегают от крупных вложений в мощности по экспорту угля, подобные терминалу Лавна под Мурманском.
«Декарбонизация ЕС — это долгосрочный тренд, возить уголь из западных портов в Азию в определенные моменты рыночной конъюнктуры можно, но закладываться на такое развитие слишком рискованно», — сказал Максим Худалов из Аналитического кредитного рейтингового агентства.
По словам Худалова, концентрироваться на одном грузе — «опасная стратегия».