Встречу с научной элитой региона
Юрий Евдокимов сумел сделать по-дружески свойской. Хотя резкие слова из уст ученых все же звучали. Например, о том, что в развитие аквакультуры вкладывает деньги не правительство области, а Норвегия. По-моему, губернатор критику воспринял с досадой. Но виду не подал. И привел свои, губернаторские аргументы, почему богатая Норвегия нет-нет, да и подкинет нам деньжат на аквакультуру ту же, а небогатое правительство выбирает приоритетной "социалку".
Впрочем, это всего лишь так - штрих, эпизод. Главным-то поводом для встречи послужило все-таки событие приятное и знаковое. Подводились итоги сразу нескольких научных конкурсов, которые в этом году проводились впервые и, как заверил губернатор, стали "началом традиции". Конкурсов было три: научных работ молодых ученых и специалистов, монографий и научных трудов о социально-экономическом и инновационном развитии области и на лучший инновационный проект и научно-техническую разработку.
Как водится, победителей и лауреатов награждали, вручали премии, что всегда приятно. От работ и имен дух захватывало. Что б не обидеть никого назову лишь Басю Израилевну Гуревич, ученую института химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени Тананаева, единственную, кстати, женщину из награжденных ветеранов науки.
Ученые время от времени выходили к микрофону, остроумно шутили в адрес жюри: "Вот вы нам дали первое место, а мы на другое и не рассчитывали!". Напрямую выкладывали проблемы губернатору: "Академическая наука с каждым годом "худеет", научные институты теряют до 60 процентов своих коллективов". Разумеется, разговор шел не в "одни ворота", Евдокимов обещал по каждому вопросу чем-то помочь, что-то сделать, где-то найти компромисс. Призывал молодых и скромных, кивая на ветеранов науки: "Учитесь!".
Под занавес встречи тепло вспомнил: "В очень уже далеком 1972 году мне неожиданно предложили поучаствовать в конкурсе молодых ученых и специалистов еще Советского Союза. А я работал тогда простым старшим инженером в научно-исследовательском институте строительного производства. Я сделал работу с помощью одного лаборанта, до сих пор помню розовенькую такую папочку, в которой эта работа уместилась. В Москве из всех участников отобрали всего 42 работы, в том числе и мою. Мы ходили по зданию Всесоюзного Совета научно-технических обществ, и я увидел рядом со своей скромной папочкой тесненные золотом работы участников из Армении, Грузии. Шикарные фолианты, сделанные ребятами из Прибалтики! Это я к тому, что денег-то в науке у нас никогда не хватало. И вдруг мне вручают диплом третьей степени за победу в конкурсе молодых ученых и специалистов и премию 600 рублей. По тем временам при моем окладе в 120 рублей это было достаточно прилично. Но дело не в деньгах. А дело в признании - для меня одна махонькая вершина уже была покорена". И с чувством обратился уже непосредственно к молодым: "Дай вам Бог, ребят, чтобы у вас этих вершин в жизни было очень-очень много. Мы очень внимательно относимся к тому, как развивается у нас молодежь, и мы страстно желаем, чтобы она развивалась так, как хочется ей, а не так, как, может быть, видится нам".
К слову, как заверил ученых губернатор, в следующем году появится еще один научный конкурс - дипломных работ. Глядишь, еще несколько конкурсов, и наука, наконец, уж если не начнет "толстеть", то, по крайней мере, перестанет "худеть".
Анжелика КОВАЛЕВА.