Депутаты Мурманского горсовета сделали первый шаг, после чего главой муниципального образования стал Степан Тананыкин. Возможно, слово «стал» является неким преувеличением: он им избран, а вот станет ли в полной мере - покажут очередные выборы. На этот раз - главы администрации Мурманска. Избрание сити-менеджера - дело для Мурманска новое. И очень личное. В том смысле, что результат этого мероприятия во многом, если не во всем, зависит от личностей людей, которые в нем примут участие. Прямо или косвенно. Но вопрос даже не в этом. С появлением в Мурманске главы администрации города на политической карте появится еще одна точка влияния. Как она впишется в относительно устоявшуюся систему власти, во многом будет зависеть от членов конкурсной комиссии.
Женсовет в действии
Их 12. За это числовое совпадение членов конкурсной комиссии уже окрестили «двенадцатью присяжными заседателями». Кто-то пошел еще дальше, назвав комиссию «12 апостолов». Впрочем, назвать комиссию только депутатской нельзя. Согласно положению о конкурсе на замещение должности сити-менеджера, принятому горсоветом минувшим летом, треть состава комиссии - представители губернатора, одобренные областной думой, а две трети - депутаты горсовета.
4 октября комиссия собралась на свое первое заседание, на котором председателем комиссии (с правом решающего голоса) была избрана депутат горсовета Антонина Климова, заместителем - зампред областной думы
Лариса Александрова, а секретарем - депутат горсовета
Тамара Прямикова.
На руководящую должность в комиссии претендовал и глава муниципального образования Степан Тананыкин, но большинство голосов было отдано за Климову.
Избрание «женского руководства» говорит о многом. Очевидно, что Климова, Прямикова и Александрова пользуются доверием и большинства депутатского корпуса, и губернатора - за рассудительность и подчеркнутую отстраненность от разных политических конфликтов.
Избрание руководящего «женсовета» - это и некий шаг к окончанию затянувшихся военных действий на мурманской поляне (пусть и скрытых). Это и признак того, что на смену сугубо боевым отношениям приходит этикет мирной публичной политики. Как говорится, у войны не женское лицо.
Как бы там ни было, на первом этапе конкурса сформированная комиссия и будет принимать решения по кандидатам в сити-менеджеры.
Если голоса разделятся поровну, председатель имеет право решающего голоса.
Сначала все желающие получить должность главы администрации должны подать в комиссию внушительный пакет документов (полный список должен быть указан в объявлении о проведении конкурса).
Затем комиссия проверит поступившие документы и либо допустит кандидатов до участия в конкурсе, либо откажет ему. Причин для отказа пять:
- представление документов не в полном объеме;
- представление недостоверной информации;
- нарушение срока подачи документов;
- несоответствие претендента установленным квалификационным требованиям;
- наличие у претендента ограничений, установленных действующим законодательством о муниципальной службе, для поступления на муниципальную службу.
Сам конкурс проходит в виде собеседования с каждым участником. Результаты комиссия должна направить в горсовет не позднее чем через три дня после проведения конкурса.
Из всего списка претендентов конкурсная комиссия должна отобрать двоих и представить их кандидатуры в горсовет. Победит тот, за кого на заседании совета депутатов проголосует более половины от списочного состава депутатов - не менее 16. Если никто из кандидатов не наберет 16 голосов, то совет должен будет объявить новый конкурс. Проводить его будет конкурсная комиссия в том же составе. Но процедура проведения нового конкурса займет около двух месяцев.
Эффект вмешательства
Очевидно, что борьба за должность главы администрации, перешедшая с избирательных участков во властные кабинеты и из-за этого ставшая практически непубличной, будет жесткой. Ясно и то, что основным итогом процесса станет результат - фамилия человека, которому будет доверено управлять городским хозяйством. Но это потом.
На сегодняшний день основная интрига заключается в составе конкурсной комиссии. Другими словами, пока важен не тот, кого выберут, а те, которые считают голоса.
Проблема двухтурового голосования (кандидаты сначала пройдут жесткий отбор комиссии, а потом двоих ждет голосование горсовета), заключается в том, что на сегодня в совете депутатов Мурманска ни у одной из групп влияния по вопросу о кандидатуре сити-менеджера нет прочного квалифицированного большинства. С одной стороны, это может подтолкнуть заинтересованных игроков к весьма рискованным действиям, а с другой - может усадить за стол переговоров. И здесь очень важно, как поведет себя «группа 12», поскольку и среди этих «апостолов» единение очень хрупкое. И хотя явного противостояния нет, центры притяжения у выборщиков разные.
Первую группу можно условно назвать «Губернаторским десантом». Она понятна и по численности, и по персоналиям, и по очевидной направленности будущих действий. Это четыре человека, которые рекомендованы в состав комиссии губернатором Дмитрием Дмитриенко и утверждены Мурманской областной думой: спикер регионального парламента
Евгений Никора, его заместитель
Лариса Александрова, председатель областного комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи
Леонид Мостовой и начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Мурманской области Илья Лепихов.
Совершенно очевидно, что эти люди скорее всего будут ориентированы на мнение губернатора. В том, что Дмитриенко не оставит без пристального внимания выборы главы исполнительной власти областного центра, сомневаться не приходится. Ведь он просто обязан влиять на местную исполнительную власть - от того, насколько предсказуемо и разумно поведут себя главные муниципальные чиновники, напрямую зависит жизнь людей и политическая безопасность самого губернатора.
Также с большой долей вероятности можно предположить, что о своих предпочтениях среди кандидатов на должность сити-менеджера
Дмитрий Дмитриенко даст понять недвусмысленно. Вряд ли на этот раз он будет придерживаться позиции отстраненности от дел муниципалитета, как это было в истории с отставкой Сергея Субботина.
Основаниями для такого предположения служат последние события в российской политике. Чередой громких отставок влиятельных губернаторов президент Дмитрий Медведев словно спускает по властной вертикали сигнал своим подчиненным: «В случае необходимости действовать надо решительно и жестко!». Так что если сейчас губернатор Дмитриенко начнет активно влиять на муниципальную политику, более четко и жестко выстраивать взаимоотношения с муниципалитетами, это будет вполне закономерно.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что возможный эффект вмешательства губернаторской команды вызван тем, что скрытая тяжба политических групп внутри совета депутатов Мурманска начинает утомлять региональную власть, у которой подобных городских конфликтов на подотчетной территории уже пруд пруди.
По закону тяготения
Большинство в конкурсной комиссии - восемь человек - составляют представители совета депутатов Мурманска. Как стало окончательно ясно в сентябре, муниципальный парламент неоднороден.
В нем присутствуют три центра притяжения. Свои группы влияния имеются у главы города Степана Тананыкина, а также у депутатов Алексея Веллера и Андраника Мусатяна. Есть и депутаты, не примкнувшие ни к одной из вышеперечисленных групп влияния.
Точно такая же структура и у горсоветовской части конкурсной комиссии. Например, депутат Ольга Сорокина, голосуя за того или иного кандидата в сити-менеджеры, скорее всего будет прислушиваться к мнению своего многолетнего начальника по компании «Орко-Инвест» Степана Тананыкина. Вдвоем они и составляют команду главы города.
С кем будет обсуждать свою позицию депутат Сергей Веллер, наверное, объяснять не надо.
Еще три входящих в комиссию депутата явно тяготеют к Андранику Мусатяну. Это, во-первых,
Василий Вологдин, за утверждение которого в должности директора муниципального предприятия «Мурманнедвижимость» так бился на сентябрьском заседании горсовета Андраник Владимирович.
Во-вторых, это
Игорь Найденов, который в марте 2009 года пришел в горсовет в команде и при пиар-поддержке Мусатяна, а затем его же стараниями сел в кресло руководителя фракции «Справедливой России», потеснив оттуда Алексея Либерова.
И, в-третьих, скорее всего на мнение Андраника Мусатяна будет ориентироваться Александр Оробий. На первый взгляд, это может показаться удивительным - ведь известно, что Оробий и Тананыкин являются многолетними партнерами по бизнесу. Многие считали их закадычными друзьями, которые вместе ездят на рыбалку.
Однако знающие люди утверждают, что не так давно в «мусорном королевстве» случился конфликт, в результате которого Александр Оробий остался без собственности в компании «Орко-Инвест». В общем играть за немногочисленную команду Тананыкина Александр Оробий вряд ли будет. И о своей антипатии к
Алексею Веллеру он тоже не раз открыто заявлял, в том числе и в глаза председателю (теперь уже бывшему) горсовета.
Простые подсчеты показывают, что «контрольный пакет» в конкурсной комиссии равняется семи голосам. И пока ни одна из вышеперечисленных групп таким количеством голосов не обладает.
Методом исключения
Именно этот факт заставил одного из активных участников процесса пойти ва-банк. На последнем заседании горсовета Андраник Мусатян в борьбе за «контрольный пакет акций» комиссии предпринял неожиданную и дерзкую атаку. Он намеревался исключить из состава комиссии Сергея Веллера (тот находился в отпуске и не присутствовал на заседании совета депутатов), заменив его на более сговорчивого депутата Юрия Макаренко.
Взяв слово на заседании совета, Мусатян заявил, что 5 августа за включение в состав «12 апостолов» Сергея Веллера и Александра Оробия, мол, проголосовало меньше всего депутатов. И теперь самое время переголосовать: Оробия оставим, а Сергея Веллера исключим. Пока часть народных избранников приходила в себя от неожиданного предложения,
Алексей Веллер взялся исправить ситуацию, объяснив коллегам, чем может обернуться подобное переголосование.
По словам экс-председателя, конкурсная комиссия формируется на весь срок полномочий совета, и вносить в ее состав изменения можно только по личному заявлению члена конкурсной комиссии, а также в том случае, если член конкурсной комиссии сам становится кандидатом в сити-менеджеры.
- Хватит, Андраник Владимирович, устраивать ночные посиделки с депутатами, призывая их к очередному перевороту, - сказал Веллер, обращаясь к Мусатяну. - Я понимаю ваше желание исключить неугодного Сергея Веллера и включить угодного Макаренко. Но еще раз говорю, это вопиющее нарушение.
Экс-председателя в этом вопросе поддержал
Алексей Либеров:
- Коллеги, обойдемся без политических оценок. Веллер совершенно прав. Как председатель нормативной комиссии призываю вас не включать вопрос в повестку дня, так как этот вопрос не является законным.
Показательным стал тот факт, что вопрос так и не был включен в повестку дня. У группы Мусатяна просто не хватило бы голосов, да и Макаренко, осознав это, вовремя снял свою кандидатуру. Таким образом, очевидно, что ни в совете, ни в комиссии выборщиков единства нет.
Поэтому особое (а может и решающее) значение будет иметь то, к чьей позиции присоединятся два других депутата -
Тамара Прямикова и Антонина Климова.
С одной стороны, они имеют отношение к команде так называемых «прежних городских» - обе пришли работать в горсовет еще тогда, когда мэром Мурманска был Михаил Савченко. Обе являются членами партии «Единая Россия», причем Антонина Климова - руководитель исполнительного комитета мурманского отделения «ЕР».
Скорее всего определяющим в решениях этих двух депутатов станет все-таки мнение губернатора. Ведь, повторимся, и
Тамара Прямикова, и Антонина Климова в политике далеко не новички, но никакими скандалами себя не запятнали. И обе - порознь и вместе - всегда выступали за стабильность в городе, за цивилизованное разрешение любых конфликтов, за, если можно так выразиться, мирное созидание. А потому не могут не понимать, что именно сити-менеджер, согласованный с губернатором, обладающий кредитом доверия первого лица региона, - это один из лучших гарантов стабильности в городе.
Кому без главы жить хорошо?
Первоначально, еще на стадии внесения в Устав Мурманска поправок, связанных с разделением полномочий между главой города и главой исполнительной власти, планировалось, что конкурсная комиссия приступит к работе уже в сентябре. И ко Дню города у областного центра должен быть легитимный сити-менеджер.
Однако этого не случилось. В мэрии и по сей день продолжается безвластие, наступившее с момента увольнения Сергея Субботина. Более того, создается впечатление, что этот период искусственно затягивается.
По положению о конкурсе на замещение должности сити-менеджера решение о проведении конкурса совет депутатов должен принять не позднее чем за 30 дней до его начала. А не позднее чем за 20 дней до конкурса должно состояться первое заседание конкурсной комиссии.
На заседании горсовета 29 сентября депутаты приняли решение назначить конкурс на 9 ноября. Значит, теперь самым ранним сроком, когда в Мурманске наконец появится глава исполнительной власти, станет середина ноября - ведь после того как комиссия примет решение и отберет двух претендентов, горсовет должен собраться на заседание и проголосовать за одного из них. И это в лучшем случае.
Есть еще несколько версий, кто и почему может оттягивать начало работы комиссии. Иначе говоря - кому и почему выгодна обезглавленная исполнительная власть.
С одной стороны, такая ситуация может быть выгодна Степану Тананыкину - в том случае, если он еще не определился со своими симпатиями и пока ведет консультации как с потенциальными кандидатами, так и с губернатором. Либо у него уже есть кандидат, но нет уверенности в его победе.
С другой стороны, в городской администрации сейчас на ведущие роли выдвигаются люди, аффилированные с Андраником Мусатяном. Недавно был назначен заместителем главы администрации Евгений Баранов. Чуть раньше получил пост заместителя председателя комитета имущественных отношений Андрей Зелинский. Не забудем и про другую явную креатуру Мусатяна - руководителя финансового управления Надежду Собокареву. Согласитесь, когда у городского руля скопилось так много своих людей, трудно удержаться от соблазна максимально активно поучаствовать в начавшейся верстке городского бюджета на 2011 год. И если такой мотив действительно есть, то ковать железо надо до прихода законно избранного сити-менеджера. Или, по крайней мере, попытаться, насколько возможно, оттянуть время его прихода.
Есть и третья версия - все просто ждут слова губернатора, который пока не высказал своего отношения к тому, что Мурманск уже четыре месяца живет без полноценного главы администрации. Да, отопительный сезон начали вовремя. Да, школы 1 сентября открыли. Очевидно, что запас прочности у Мурманска еще есть. А вот есть ли необходимость проверять, насколько его хватит?
Когда верстался номер
В минувший вторник (5 октября) произошел первый скандал в работе конкурсной комиссии по выборам сити-менеджера.
В понедельник (4 октября) состоялось первое заседание комиссии, и Антонина Климова была избрана председателем конкурсной комиссии. А на следующий день выборщики должны были продолжить работу, но второе заседание так и не состоялось. Пять членов комиссии (Тананыкин, Сорокина, Вологдин, Оробий и Найденов) попросту не явились на заседание, сорвав начало работы. Семеро остальных были готовы работать, но не имели законного права принимать какие-то решения, поскольку легитимной комиссия считается, если в ее работе принимают участие не менее 8 человек из 12. Патовая ситуация.
Почему работа комиссии по выборам сити-менеджера была сорвана? Показные обиды в знак протеста против неизбрания Тананыкина главой комиссии? Сговор и саботаж выборов сити-менеджера? Массовая ветрянка или потеря памяти? Или у данных людей внезапно нашлись в этот день более важные дела?
Попытаемся разобраться в случившемся. Начнем с хронологии.
В понедельник (4 октября) комиссия по выборам сити-менеджера избрала председателя и утвердила дату своего очередного заседания - вторник 5 октября. Спустя сутки на заседание пришли всего семь человек, а пять не явились. Могли все пятеро внезапно забыть о вчерашнем? Вряд ли.
Регламент предусматривает, что члены комиссии должны быть письменно уведомлены о дате очередного заседания. Но есть ли смысл рассылать уважаемым людям письменные уведомления, если они сами 4 октября голосуют за то, чтобы на следующий день собраться на заседание? Ответ очевиден.
Могли у занятых людей возникнуть более важные дела? Конечно! Все четыре депутата - уважаемые руководители, у которых есть основное место работы и производственные заботы. С них какой спрос? Возникли более важные дела, потому и не пришли на заседание.
И другой вопрос: почему заседание комиссии проигнорировал глава муниципального образования Степан Тананыкин - государев человек, получающий зарплату из городского бюджета? Какие более важные дела могут быть у главы? Ответ на поверхности: в данный момент не может быть у главы Мурманска более важной заботы, чем работа по окончательному формированию органов исполнительной власти города. Тогда почему он проигнорировал заседание конкурсной комиссии? Обиделся, что не его председателем избрали? Вряд ли. Такие безответственные поступки не вяжутся с высокой должностью главы муниципального образования. Кто-то сбил с пути истинного? Не похоже. Степан Александрович не мальчик уже, чтобы легко под дурное влияние подпадать.
Может, Тананыкин утратил взаимопонимание с губернатором и решил проучить его представителей в комиссии? Не-обдуманно и рискованно в свете истории с Лужковым.
Словом, некрасиво получилось: председатель комиссии, два депутата горсовета, все представители губернатора, включая председателя думы и его заместителя, явились на заседание, а глава муниципального образования не пришел и сорвал работу.
P. S. Вчера, когда этот номер газеты сдавался в печать, стало известно, что на следующий день (6 октября) Степан Тананыкин все-таки пришел на заседание, и комиссия смогла продолжить работу. Остальные четверо прогульщиков на заседании так и не появились.
Словом ответы на вопросы «А что это было?» и «Кто за этим стоит?» станут ключевыми для понимания нынешней ситуации и прогнозов на будущее.