27 августа 2008 в 09:37, Мурманск
Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции председатель правления НП «Союз рыбопромышленников Севера» Виталий Касаткин.
Напомним, в субботу, 23 августа, в районе архипелага Шпицберген корабль береговой охраны Норвегии W-303 «Свалбард» задержал траулер «Николай Афанасьев», собственником которого является мурманская добывающая компания «Айсберг Норд», входящая в состав Союза рыбопромышленников Севера. Причиной задержания судна стало нарушение правил заполнения промыслового журнала. Траулер был препровожден норвежским кораблем в порт Тромсё для дальнейшего разбирательства. И уже в воскресенье, 24 августа судовладелец урегулировал этот конфликт с помощью своих деловых партнеров в Финнмарке и норвежских властей.
«Сейчас траулер «Николай Афанасьев» находится в том же морском районе, на промысле того же объекта – сельди», - пояснил на пресс-конференции председатель правления СРпС Виталий Касаткин, являющий одновременно собственником ООО «Айсберг Норд».
Он пояснил, что в промысловый журнал траулера «Николай Афанасьев» не были занесены траления за последние перед задержанием его береговой охраной 6 часов промысла. За это время было выловлено 62 тонны рыбы.
«Никаких нарушений со стороны норвежских инспекторов и предвзятости не было, - сказал Виталий Касаткин. – Это обычный рабочий процесс, вина капитана очевидна. Рыбаки работали в норвежской экономической зоне и должны были выполнять все правила и требования норвежской стороны, согласованные на Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Незанесение тралений в промысловый журнал - это нарушение, поэтому норвежские инспектора и приняли решение задержать судно для разбирательства происшествия на берегу».
Виталий Касаткин пояснил, что компания-судовладелец «Айсберг-Норд» оштрафована норвежскими инспекторами на 140 тысяч NOK, капитан – на 15 тысяч NOK. Кроме того, после возвращения судна «Николай Афанасьев» в Мурманский рыбный порт через 4-5 дней с грузом рыбы, капитана и трех его помощников ожидает нелегкий разговор с судовладельцем, то есть, с ним - Виталием Касаткиным.
«После объяснений я приму решение – наказывать людей или нет, - сказал он. - Детали происшествия мне неизвестны, но я знаю, что мой капитан – опытный, великолепно знает все условия и правила работы в зонах иностранных государств и о последствиях их нарушений».
Виталий Касаткин обратил внимание прессы на оперативность действий норвежских властей для улаживания этого инцидента. Если бы подобное произошло с норвежским судном в Мурманске, то вряд ли похожая проблема разрешилась так скоро.
«Был конец дня субботы, - рассказывал он. - Выйти на официальные власти Норвегии в Тромсе мы не смогли, поэтому в воскресенье, 24 августа попросили деловых партнеров помочь оперативно решить проблему, ведь каждый день простоя судна обходится в 30 тысяч долларов. Норвежцы откликнулись, и в течение 4 часов все вопросы были решены. Если бы инцидент произошел в рабочий день, я бы решил проблему в течение часа. Получилось же так, что все воскресенье меня донимали звонками представители СМИ и российские официальные органы, вместо того, чтобы дать возможность спокойно работать».
По мнению Виталия Касаткина, должна существовать некая административная «прослойка» между бизнесом и властью, как в России, так и в Норвегии, чтобы подобные проблемы, если уж они возникли, решались оперативно. Он не поддерживает позицию отдельных своих коллег-рыбопромышленников, управленцев и СМИ в том, чтобы нагнетать обстановку по поводу любого задержания российского судна, с туманными намеками о «несправедливости» действий норвежских инспекторов.
«Надо каждый такой случай рассматривать в отдельности, - считает он. - Иногда нам действительно не нравятся некоторые подходы норвежских инспекторов в той или иной ситуации. Но надо признать, что нередко и рыбаки не расценивают здраво то, что совершили, и не знают законодательства чужой страны. У нас есть национальная черта – разгильдяйство, пока мы ее не преодолеем, проблемы будут всегда. И по российским правилам рыболовства капитан «Николая Афанасьева» совершил нарушение. Разница лишь в том, что наши инспектора могли бы просто попросить его внести траления в журнал в их присутствии. Без санкций. А может, и нет».
Другой участник пресс-конференции – гендиректор СРпС Василий Никитин пояснил, что весной этого года с Союзом рыбаков Норвегии обсуждался вопрос унификации правил рыболовства в Баренцевом море и внесение туда четырех позиций, по которым должны работать российские и норвежские инспекторы рыбоохраны. Предлагается, что рыбаки могут наказываться следующим образом: устное замечание, письменное замечание, наложение штрафа без ареста судна и прекращения промысла под гарантии судовладельца, задержание судна и препровождение его в порт страны контроля. Норвежские рыбаки поддержали российских. Информация об этом была отправлена в Федеральное агентство по рыболовству. Вопрос унификации правил рыболовства в Баренцевом море будет обсуждаться на осенней сессии СРНК в Норвегии.
«Если бы такие правила уже действовали, то, возможно, инцидент с «Николаем Афанасьевым» разрешился бы прямо в море, с минимальными финансовыми потерями для судовладельца», - предположил Василий Никитин.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter