По регламенту, да и по традиции, обычно первое заседание вновь избранной думы до избрания председателя доверяют вести старшему по возрасту. В дипломатическом корпусе старейшего дипломата называют дуайеном - от французского «старейшина». В нашей думе таким дуайеном является один из самых уважаемых депутатов Константин Попов, именно он четыре года назад открывал первое заседание областной думы четвертого созыва. Вчера Константину Николаевичу исполнилось 70. Накануне юбилея корреспондент «Мурманского вестника» встретился с депутатом.
- Константин Николаевич, приходилось слышать, что вы даже родились за пределами Советского Союза, причем всего за неделю до начала Великой Отечественной войны. Наверное, детство было нелегким?
- Мама рассказывала, как в 1941-м началась война, а мне всего неделя от роду. Тогда там, на румынской территории, и фронта никакого еще не было. Правда, румынские войска в нашем доме в городке Рени стояли, но как только почувствовали, что Советская армия наступает, собрали манатки и уехали. Так что наши места бои обошли стороной.
Мать образования не имела, папа отучился 4 года, а по специальности он был скорняк. По национальности я болгарин, а в тех местах болгары традиционно занимались скорняжьим ремеслом. В семье нашей было шестеро детей, я четвертый. Младшие сестра и брат родились уже после войны. Сейчас только мы с младшим и остались...
Что удивляться, катастрофическое время довелось нам пережить - послевоенный голод. По трупам ходили! И сейчас слезы накатывают, когда вспоминаю. Не представляю, как выжили тогда. Отца призвали на войну с Японией, мать потихоньку продавала все, что было нажито в семье, лишь бы детей прокормить.
- Бываете ли в родных местах?
- На родину езжу регулярно, сейчас жена занялась историей семьи. Докопалась до корней нашего рода в 1853 году. Сейчас Ренийский район и село Нагорное, где стоит родовой дом, относятся к Украине. Там прошло мое детство, там окончил 10 классов, начал работать.
Поступил учиться на электротехника в техникум в Измаиле, потом призвали в армию, а уж после службы пошла совсем другая жизнь. Второй родиной теперь называю Тулому.
Служить срочную выпало в Петрозаводске. Тогда солдаты имели возможность готовиться и поступать в вузы, еще находясь в армии, незадолго до дембеля. Мне довелось попасть в число таких счастливчиков. Готовился серьезно, было большое желание поступить. Мечта эта осуществилась. Демобилизовавшись, начал учиться на сельхозфакультете Петрозаводского университета. Отец после войны работал на селе агрономом, бригадиром. Мне, как всем деревенским детям, с малых лет пришлось осваивать посильные виды работ. Никакого труда не чурался, даже на кухне мама доверяла управляться - так и готовить научился.
- А какие-то другие мечты в юности были?
- Одно время, еще до армии, о спортивной карьере задумывался. Спортом занимался очень серьезно. Футбол, волейбол чуть ли не с пеленок обожал. Вот и мечталось поступить в Кишиневский университет, стать учителем физкультуры. Друзья звали, дескать, с такими спортивными успехами об экзаменах можно не беспокоиться, поступишь на ура. Мама же сочла, что спорт профессией быть не может, нужно что-то более серьезное, приземленное.
- Учиться, наверное, трудно было? Время-то небогатое - в 60-е и с хлебом перебои были.
- Конечно, студентом подрабатывал. Все традиционно - и кочегаром работал, и вагоны разгружал. Плюс стипендия, да из дома хоть изредка и понемногу, но присылали - выжил как-то. Но эти трудности я не очень-то замечал, потому что тогда был поглощен спортом. Легкая атлетика, лыжи, игровые виды - всем нравилось заниматься, но выбор остановил на гандболе. Даже спортивную славу факультета поднял - сельхозников всерьез раньше не воспринимали, так и дразнили: «хрено-морковный» факультет.
Постоянно выезжали на соревнования, даже на первенство России во второй лиге. Тренером нашим был Виктор Васильевич Пушкин. Между прочим, отец знаменитой телеведущей Оксаны Пушкиной. Как-то с семьей даже гостили у нас в Нагорном. Оксана тогда еще маленькая совсем была. Пригласил я любимого тренера отведать домашнего вина. Тогда на спор он меня перепил, правда, потом три дня пролежал пластом. В общем, получилось, спор он выиграл «по очкам».
- Как судьба к нам на Север вас забросила?
- А на втором курсе встретил свою судьбу. Что интересно, и на танцы-то не ходил, спорт поглощал время и силы. Случайно в красный уголок заглянул, да и то не танцевал - пластинки менял. Вроде нынешних диджеев. Оттого и танцевать отказывался, хоть и подходили девчонки. А моя Рита подошла - и вот «танцуем» уже 40 лет. Жена оказалась мурманчанкой, и я, конечно, поехал вслед за ней. Попал в совхоз «Тулома», с которым сроднился, и уже 43-й год связан с «Туломой». Там работал, там и живу до сих пор.
В 70-е годы в области шло бурное развитие сельского хозяйства, Кольский район считался аграрным, ставилась задача обеспечения городов молоком и мясом. Совхоз развивался стремительно. Когда я приехал, было 450 гектаров сельхозплощадей, к началу 80-х годов - свыше трех тысяч. Поголовье коров выросло с 400 до 2500. Росли урожаи кормов, росли и надои.
Двух Героев Соцтруда дал совхоз - Варвару Земдиханову и Евстолию Шубину. Орденами награждены многие доярки, механизаторы, и мне тогда вручили медаль «За трудовое отличие». Вот тогда меня уговорили на несколько лет уйти из совхоза. Предложили возглавить отдел земледелия и мелиорации и стать замначальника областного управления сельского хозяйства.
- Но ведь в родную «Тулому» вы все же вернулись?
- В перестройку была мода избирать директоров. В 1989 меня и избрали директором совхоза «Тулома», и 17 лет я в этой должности отработал. В советские годы были сделаны значительные финансовые вливания в сельское хозяйство - мелиорация, техника. Ну и спрашивали соответственно. Все это не так просто вычеркнуть из души, из сознания.
До сих пор не могу согласиться с тем, что сельское хозяйство у нас не нужно. Мол, все привезем, оно дешевле выйдет. Привезти-то можно, но здесь ведь диетическая продукция, самая свежая. Очень тяжелые 90-е пережили. Тогда заводы отказались брать нашу продукцию, пришлось налаживать торговлю молоком, а потом и свою переработку. Очень помог тогда мэр Мурманска Олег Найденов. Места для киосков или прицепов типа «Тонар» выделял для «Туломы» безотказно.
- Расскажите, как в депутаты попали?
- Депутатский опыт у меня с 1989 года, когда стал директором. Тогда же, в ноябре 89-го, проходили выборы в областной совет, выдвинули и меня. Потом советы распустили, а когда избирали первый созыв облдумы, мне не до того было - очень много было забот с переводом «Туломы» на капиталистические рельсы.
Ко второму созыву понял, что надо баллотироваться - для дела полезно. Считаю, что как депутату мне удавалось решить и многие проблемы хозяйства «Тулома», и сельского хозяйства области в целом. Думаю, что на момент перехода на работу в думу на постоянной основе я сделал все, чтобы не заслужить ни слова упрека от односельчан. Оценкой моего труда служит и орден Почета, которым меня наградили в 2000 году по итогам таких трудных 90-х.
Сейчас каждый день встречаюсь с работниками «Туломы» - доярками, механизаторами. Часто слышу слова благодарности за то, что сохранил предприятие. Конечно, как депутат всегда защищаю родное село.
Не могу назвать депутатство обузой, но те два созыва, что совмещал директорство с думской работой, были очень тяжелыми. Теперь стало чуть полегче.
- С советских времен у нас сохранилась такая форма работы депутатов, как личные приемы. С чем люди идут? Удается ли помочь?
- К этому я привык еще с директорских времен. В хозяйстве до 700 человек работало: разные судьбы, бытовые трудности - с этим шли ко мне. Директор многое мог сам. Депутату приходится действовать через кого-то, где-то просить, где-то требовать.
Бывают случаи очень тяжелые. Сложно устроить на работу, и чем дальше, тем сложней. Сейчас большая проблема с жильем для военнослужащих - ну, она у всех на слуху. Есть проблемы попроще - с автобусами, с рейсами, их удается решать сравнительно легко.
- Подводя итоги, скажите, чем в своей жизни можете гордиться?
- Считаю, что выбрал правильный путь в жизни - выбрал то, что дали родители, сельскохозяйственное направление. Знал и знаю, какой это тяжкий труд. Когда приехал сюда, урожайность кормовых была всего 8 тонн с гектара. Сочетая возможности, которые давала тогда страна, с полученными знаниями, удалось повысить ее до 30 тонн.
Чем еще гордиться? Конечно, горжусь, что у меня есть сын, три внука и внучка. Ей всего год и два месяца, а она встречает деда и улыбается! Наверное, все-таки главное - что все эти годы я трудился так, как меня воспитали родители, как они велели. По-другому работать не мог. Очень болею я за наше село и очень переживаю, что нет больше такой поддержки и развития, как раньше. Будучи депутатом, приходится бороться и доказывать многое. Будем дальше бороться и доказывать.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201106152356