На первое в этом сезоне пленарное заседание областной думы придут только 35 депутатов. Одно место останется свободным. Причина этого весьма печальна - 19 августа ушел из жизни Василий Калайда. Он избирался по единому списку КПРФ. Можно отметить, что впервые за почти 18-летнюю историю Мурманской областной думы полномочия действующего депутата досрочно прекратятся по причине его смерти.
Как бы то ни было, образовавшуюся вакансию предстоит заполнить. Какова будет процедура избрания нового депутата-коммуниста? С этим вопросом корреспондент «Вестника» обратился к председателю думского комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности, члену фракции КПРФ, секретарю областного комитета партии Михаилу АНТРОПОВУ.
- Конечно, тема эта стоит в повестке дня, - сказал он. - Хочу напомнить, что пятый созыв избирался уже по новому закону о выборах депутатов Мурманской областной думы. С ситуацией досрочного выбытия депутата - по разным причинам - мы столкнулись впервые. Как выяснилось, процедура в нашем региональном законодательстве сформулирована недостаточно корректно.
Пришлось обращаться к федеральному закону о гарантиях избирательных прав, где, в отличие от областного закона, четко прописано, что очередная сессия думы в конце сентября (если по какой-либо причине ранее не будет созвана внеочередная) должна узаконить прекращение полномочий выбывшего депутата.
Как пояснил Михаил Васильевич, возник даже юридический спор - дату прекращения полномочий следует отсчитывать от случившегося факта или со дня думского заседания? Дело в том, что закон дает 14 дней той партии или организации, которая выдвигала свой выборный список, для представления нового кандидата, которому и будет передан мандат.
Лишь федеральный закон дал четкий ответ на этот вопрос. Дата определяется не «задним числом», а днем, когда состоится сессия и будет принято соответствующее решение. Вот тогда и начнется отсчет 14 дней.
В случае если партия или ее постоянно действующий орган в этот срок решения не примут, то на первый план выступает избирательная комиссия Мурманской области. Она, руководствуясь специальной методикой, передает мандат той или иной кандидатуре, включенной в списки. Так гласит закон. Впрочем, до этого, скорее всего, дело не дойдет.
- Головная часть регионального списка может включать не более пяти человек, - пояснил
Михаил Антропов. - Василий Калайда был в ней пятым, и вся пятерка прошла в областную думу. Таким образом, сейчас у нас широкое поле деятельности.
Если бы, предположим, выбывший депутат входил в территориальный список, предположим, от Мурманска или Апатитов, тогда и замену следовало бы подбирать из того же муниципального списка. В данном случае мы можем подбирать подходящую кандидатуру из любого из территориальных списков, а это 44 человека. То есть выбор самый широкий.
Заниматься подбором и принимать решение должен, по формулировке закона, «постоянно действующий орган» политической партии или общественной организации. Как рассказал секретарь обкома, это пленум областного комитета или заседание бюро, региональная конференция - возможен любой из этих вариантов.
- Поскольку круг претендентов широк, обсудить кандидатуры мы постараемся также в более широком составе, - подчеркнул
Михаил Антропов. - Учтем мнение секретарей городских и районных организаций.
Между прочим, мы - одна из немногих, если не единственная в стране, региональная организация КПРФ, которая при формировании областного списка провела рейтинговое голосование. А на пять мест тогда претендовало 10 человек. Номера в списке определялись не кем-то «сверху», а голосованием делегатов областной конференции КПРФ.
В общем, точка отсчета у нас есть. Мнение той конференции, что утверждала список, учитывать, конечно, тоже будем, но за год произошли изменения, так что наверняка ничего предсказать нельзя. Постараемся сделать процедуру максимально демократичной. Мы заинтересованы в том, чтобы на депутатский мандат претендовали достаточно молодые партийные силы, но в то же время и люди, максимально готовые к политической деятельности.
Как заверил член думской фракции, в кадровом резерве заполярных коммунистов такие люди есть.
Михаил Антропов не стал называть фамилий, сочтя это преждевременным, и дипломатично заявил, что время для принятия взвешенного решения пока есть.