В Мурманском рыбном порту подвели итоги года

30 декабря 2020 в 12:35, Мурманск
2020-й оказался очень непростым не только для страны, но и рыбной отрасли. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в работу Мурманского морского рыбного порта. О том, как удалось пройти этот год, рассказал управляющий АО ММРП Олег Креславский.

О пандемии

- Олег Игоревич, главное событие года для России, да и всего мира, это эпидемия COVID-19. Как рыбный порт проходит через нее?

- Порт оперативно отреагировал на мартовские события. Мы приобрели запасы антисептика, установил на рабочих местах санитайзеры и бактерицидные излучатели, обеспечили масками и перчатками сотрудников, периодически проводили тестирование на COVID, отправили на удалёнку тех, кто находится в группе риска.

Разработали регламент работы с судами, находящимися на карантине. Даже если Роспотребнадзор запрещал членам экипажа спуск на берег, то выгрузка рыбы всё равно продолжалась.

Поэтому докерам приходилось работать без живого контакта с моряками, вся связь шла через стивидора – по рации или телефону. Кроме того, мы закупили и передали в «Скорую помощь» внушительный запас перчаток и одноразовых костюмов для поездки к больным.

- Эти меры дали какой-то эффект?

- Сложно сказать. Ведь изолировать людей только на территории порта невозможно, всё равно они могут подхватить вирус дома, в общественном транспорте, в магазине. Поэтому заболевшие есть. К огромному сожалению, вирус забрал жизнь старшего механика комплекса механизации ММРП Валерия Сергеевича Удалова. Это большая потеря для порта…

- Соболезнуем... А какие-то экономические трудности порт испытывал из-за пандемии?

- В целом, нет. Более того, в апреле мы получили неожиданную прибавку к грузообороту за счёт незаходных судов, когда Норвегия временно закрыла свои порты. Поэтому такие траулеры, оформив временное разрешение, смогли зайти в Мурманск. Но вскоре профилактические меры у западных соседей ослабли, и эти суда вновь вернулись к привычному образу действия.

О рыбе и грузообороте

- Рыбопродукция составляет львиную долю в грузообороте порта. Но при этом он продолжает падать. Почему?

- Смотрите сами: за 11 месяцев 2020 года рыбаки Северного бассейна добыли почти 465 тысяч тонн, при этом грузооборот рыбопродукции в порту за этот же период составил всего 36% от этого количества.

Ну, допустим, часть уловов ушла в Архангельск и Петербург, небольшое количество приняли другие рыбные терминалы Кольского залива, мы ведь не единственные, хотя и самые крупные. Но остальная-то рыба где? Ответ прост: уходит за рубеж, где куда более привлекательные для рыбопромышленников цены. И их можно понять, бизнесу выгоднее экспорт.

Другое дело, что такая политика оставляет мурманских докеров без работы, рыбоперерабатывающие фабрики - без сырья, а судоремонтников - без заказов. Как следствие, какие-то предприятия закономерно гибнут, а кому-то не хватает средств для развития.

А потом мы слышим от рыбных «генералов», что в Мурманск заходить бессмысленно, так как здесь уже нет судоремонтной базы. Поэтому низкий поклон тем рыбакам, кто продолжает возить уловы на отечественный берег!

- И какой выход из ситуации?

- Только во вдумчивой государственной политике в сфере рыболовства. Возможно, в налоговой и таможенной амнистии для незаходных судов, в преференциях тем компаниям, кто проводит глубокую переработку сырья на береговых рыбофабриках. Ну и разумеется, в проектах, направленных на развитие привлекательности мурманского берега для рыбаков.

Об инвестициях

- В феврале исполнится пять лет, как порт был приватизирован. Что изменилось с тех пор, как новые собственники приступили к управлению ММРП?

- Мы приобрели у государства очень непростой актив. Порт испытывал острую необходимость в техническом перевооружении, инфраструктура была отчаянно изношена, в ремонте нуждались здания, краны и подкрановые пути, буксиры, тепловозы, инженерные коммуникации.

Как следствие, часто задерживалась обработка судов, потому что техника постоянно ломалась А из-за этого снижалась конкурентоспособность порта по сравнению с той же Норвегией.

- И что же вы предприняли?

- За четырехлетний период управления новой командой АО «ММРП» в портовую инфраструктуру (портальные краны, погрузчики, холодильники, железнодорожное хозяйство, бытовые и административные помещения и т.д.) было инвестировано свыше 1 миллиарда рублей.

Это почти в три раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции за 10 лет, пока акции порта находились во владении государства. Мы на три четверти обновили парк погрузчиков, впервые за последние тридцать лет работы порта купили два новых крана, тщательное отремонтировали старую технику.

Все это положительно сказалось на скорости выгрузки рыбы. Кроме того, привели в порядок и другие объекты порта: железнодорожное хозяйство, санитарно-экологическую лабораторию, холодильник №3, административно-бытовой корпус Южного грузового района.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Сейчас идёт обустройство новой площадки для рефконтейнеров, оборудование для их подключения уже закуплено. Из других важных приобретений этого года – мощный ричстакер грузоподъемностью в 45 тонн для перегрузки контейнеров. Кроме того, мы внесли многомилионный аванс за современный многофункциональный мобильный кран. Он придет уже следующим летом.

О причалах и арендаторах

- С 2018 года рыбный порт ведет борьбу за возможность распоряжаться своими причалами. Расскажите, в какой стадии сейчас этот процесс?

- Напомню, что причалы порта – собственность государства, поэтому до начала 2018 года ММРП распоряжался ими на основе доверительного управления. Но эта модель не позволяла предприятию серьезно вкладываться в их ремонт и реконструкцию, притом, что состояние многих из них аховое!

Решив наиболее острые проблемы с техникой, мы хотели заняться и причалами, в 2017 году разработали проект концессии, то есть, государственно-частного партнерства по этому имуществу.

Проект получил предварительное одобрение Минэкономразвития РФ. Но Росимущество, тем не менее, передало почти все наши причалы в ведение ФГУП «Нацрыбресурс». Тем самым, был разорван единый комплекс по обслуживанию промысловых судов, много лет функционировавший в Мурманске.

- Неужели чиновники этого не понимали?

- Сложно сказать, но последующие действия Нацрыбресурса явно противоречат федеральной Стратегии развития рыбных терминалов, принятой Минсельхозом ещё в 2017 году.

Вместо того, чтобы комплексно развивать рыбный терминал морского порта Мурманск, федеральное предприятие провело аукцион по аренде причалов Южного района, где происходит основная выгрузка судов с рыбой. Нацрыбресурс проигнорировал преимущественное право ММРП на заключение таких договоров на бесконкурсной основе.

В результате причалы оказались в аренде на 49 лет у организаций, не имеющих никакого отношения к рыбной отрасли. Более того, не имеющих никакого имущества и персонала для эксплуатации госсобственности.

- И как это аукнулось порту и рыбакам?

- Рыбаки сразу столкнулись с повышением тарифов на швартовку и стоянку судов. Порой арендаторы ставили суда с генеральными грузами у причалов напротив холодильников, мешая обслуживанию траулеров и транспортов с рыбой, вынуждая их ждать на рейде. Арендаторы препятствовали даже проведению учений по ликвидации разливов нефти в порту.

- Но может быть, такая политика арендаторов и "Нацрыбресурса" хотя бы компенсировалась ремонтом причалов, проведённым за счёт полученной прибыли?

- Увы, нет! Надзорные органы установили, что за эти два с половиной года ни арендаторы, ни «Нацрыбресурс» к ремонтам причалов даже не приступали.

- И вы пошли в суд?

- Разумеется! Мы обжаловали конкурсы по аренде восьми причалов Южного грузового района. Два года тяжб привели к закономерному результату – по всем(!) причалам уже вынесены решения в пользу порта. По 44-му причалу дело дошло даже до коллегии Верховного суда.

Суды признали, что проведение аукционов действительно нарушило федеральное законодательство и права ММРП. В итоге, арендаторы с 1 ноября расторгли договор с Нацрыбресурсом, уйдя с причалов.

Решает ли это проблемы порта? Частично, ведь причалы просто вернулись в ведение Нацрыбресурса. А этот ФГУП по-прежнему держит там танкеры в отстое, что сокращает фронт обработки рыбных судов и также препятствует проведению учений.

О концессии

- Значит, будете бороться и дальше?

- В соответствии с поручением губернатора Андрея Чибиса мы разработали долгосрочный «План развития Мурманского морского рыбного порта». Он был представлен 28 мая прошлого года на совещании с участием губернатора и главы Росрыболовства Ильи Шестакова. План предполагает комплексное развитие всей территории ММРП в рамках концессии - с общим объемом инвестиций в объекты портовой инфраструктуры в размере 14,9 млрд. рублей, причём в основном за счёт нашей группы компаний.

Краеугольным камнем для возможной реализации Плана стал вопрос владения причалами рыбного терминала морского порта Мурманск. Пока они находятся в хозяйственном ведении Нацрыбресурса, путь к государственно-частному партнерству для ММРП закрыт.

Именно поэтому в августе мы обратились к федеральному правительству с просьбой о возврате всех причалов, ранее находившихся в доверительном управлении АО «ММРП», в казну Российской Федерации. Дальше сценарий может развиваться двумя путями.

Первый – передача причалов в ведение Мурманской области и последующее концессионное соглашение с инвесторами. Такая модель по поручению премьер-министра Мишустина сейчас прорабатывается в Магаданской области, где ситуация с рыбным портом очень похожа на нашу.

Второй путь – государство в лице уполномоченного органа может напрямую заключить концессионное соглашение с ММРП. Такое партнерство не только будет способствовать развитию порта, но и позволит решить задачу более эффективного использования государственного имущества без расходов бюджета! Мы готовы к значительным инвестициям в реконструкцию причалов, чтобы обеспечить и развитие транспортной инфраструктуры региона, и быструю обработку судов. Главное – решить вопрос с концессией!
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter