В соответствии с приказом Министерства внутренних дел он будет полностью ликвидирован. А функции, которые раньше выполняли сотрудники милиции теперь на плечах медиков. Правда, пока не те, не другие толком не понимают каким образом будет оказываться медицинская помощь и как привлекать к ответственности за административное правонарушение. Нового механизма в законодательстве попросту нет, возиться с пьяными добровольно никто не хочет. Как можно решить эту проблему — выясняли Виталий Шувалов и Игорь Грубник.
Медвытрезвитель, прозванный в народе "медаком" или "трезвяком" — печально известное советское заведение вслед за лечебно-трудовыми профилакториями уходит на пенсию. Клиентов, желающих остановиться в отеле "минус три звезды" всегда хватало. Особенно в Союзе. День аванса или получки, бутылка "Кавказа" или "Беленькой", и чаще всего не одна. В скверах, дворах, на детских площадках компании по нескольку человек. Потом появлялись они – "канарейки" - желтые милицейские машины. И добро пожаловать в вытрезвитель.
Документы и деньги сдают, вещи кладут на полку. Спорить бесполезно. Все равно никто не слушал. Пока "клиент" в вытрезвителе он бесправный, антиобщественный элемент. И бумагу на работу вышлют, и приличный штраф выпишут. Все это в прошлом. Теперь коридоры и палаты пустые, сотрудников сократили. Мурманский вытрезвитель, как символ советской власти, просуществовал те же самые 70 лет.
Альберт в свое время побывал в четырех разных медвытрезвителях Мурманска. Степень опьянения раньше "на глазок" прикидывали милиционеры. Они и отвозили задержанных в "медак".
Пока не было современного оборудования, определяли по старинке — поприседать, пройтись по прямой линии, иногда отпускали домой. Чаще — оставляли на ночь. Впрочем, гуманным заведением вытрезвитель никогда не считался. Особо ретивых, бывало, били. Бывало, по утру пропадали деньги или документы. В феврале президент Медведев подписал указ - подготовить предложения, как функции вытрезвителей при ОВД передать органам здравоохранения.
За дело взялись рьяно, тут же издали указ о ликвидации мурманского вытрезвителя. Но новый механизм никто не разработал. Теперь медики и милиционеры ломают голову — как одним оказывать медицинскую помощь, а другим оформлять административные нарушения.
Все дело в степени опьянения. Если человек допился до бессознательного состояния, то его, не спрашивая, отвезут в наркологический диспансер или в другое лечебное профилактическое учреждение. Назначат лечение. А если степень опьянения средняя или легкая, то теперь никто не сможет сказать: "Проедете с нами", - и не сможет призвать к ответственности. Скажем, напился человек в кафе, вызвали наряд милиции.
Дальше либо на "скорой", либо на милицейском УАЗике бедолагу везут в медицинское учреждение на освидетельствование.
Функция врачей — оказывать медицинскую помощь, функция милиционеров — пресекать нарушения закона. А медицинские вытрезвители выполняли функцию временной изоляции граждан от общества. Сегодня добровольно эту социальную нагрузку на себя никто брать не хочет. Чем дело закончится неизвестно. В первую очередь, это зависит от власти и федеральной, и региональной. И решение надо принимать сейчас. Пока не грянули морозы