Вот и свершилось! Первый в истории Мурманска матч по американскому футболу состоялся! И не где-нибудь, а на Центральном стадионе города! Когда два года назад группа молодых мурманчан создала команду «Murman Icebergs» («Мурманские айсберги») и приступила к тренировкам, то, наверное, они сами бы не поверили, что такое возможно.
А вспомни, как все начиналось
Примерно в то же время мне довелось присутствовать на одном из их занятий. Сейчас об этом даже вспоминается с улыбкой. Пришли ребята на один из стадионов города (не буду называть какой), поглядели на поле и пригорюнились: кругом сплошные лужи.
Даже разметку не сделать. Да еще администрация стадиона, увидев, что кто-то копошится на поле, причем делает это совсем бесплатно, грудью встала на защиту вверенной ей разрухи — не пущать! Но «Айсберги» и не думали отменять тренировку. Они прыгнули в машину и поехали на другой спортивный объект, где разрешения спрашивать не надо было.
А нам с Никитой Тишкиным, как потом выяснилось, главным вдохновителем команды, и по существу ее тренером, места в командном транспорте не досталось, и мы двинули пешком, благо идти было не очень далеко. Вот тогда Никита и ввел меня впервые в курс дела: «правила» и формы, стратегия и тактика. Но больше мы с ним говорили о проблемах команды. Выяснилось, что постоянного места тренировок у ребят нет. Единственная радость — форму недавно купили. Но где и когда в ней удастся поиграть, одному Богу известно.
В Мурманске точно не с кем. Только с иногородними, а для этого нужно серьезно тренироваться, поскольку в других городах команды существуют уже давно. Поэтому нужен стадион. А зимой — спортзал. Тут Никита с надеждой посмотрел на меня: вы же журналист, помогите. Денег мы не просим, оплатим, если надо, аренду сами.
«Sinn Fein» по-мурмански
На просьбу откликнулся комитет по физической культуре и спорту города Мурманска. С тех пор искусственный газон футбольного поля на улице Скальной стал для «Айсбергов» домашним стадионом. А вскоре специалисты комитета помогли и со спортзалом. Аренду ребята платят сами, для чего потребовалось увеличить ежемесячный взнос с каждого игрока. Но тут Никита строг: не заплатил в срок — гуляй.
С тех пор и поныне «Айсберги» — чистой воды энтузиасты. При этом у меня иногда складывается впечатление, что и американский футбол они выбрали не случайно. У ребят отнюдь не российский взгляд на жизнь. Ходить, кого-то просить, клянчить, чтобы дали денег на то на се, и при этом самому ничего не делать — это не для них. «Айсберги» с просьбами обращаются крайне редко, и то только тогда, когда действительно не могут никак. Согласитесь, что стадион для себя построить они не в состоянии.
Есть в далекой Северной Ирландии такая партия — «Sinn Fein». В буквальном переводе означает «Мы сами». Созданная в 1905 году, то есть в то время, когда Ирландия полностью входила в состав Великобритании, она давала понять одним своим названием, что ирландцы вполне могут обойтись и без английского покровительства. «Мурманские айсберги» могли бы взять своим девизом эти два коротких слова. А по-русски или по-ирландски они будут звучать, значения не имеет.
Швед, говорящий по-русски
Итак, воскресенье. Центральный стадион профсоюзов. «Murman Icebergs» принимают «Karelian Gunners» («Карельские оружейники»). Это вторая игра между соперниками. Первая состоялась в Петрозаводске, где наши проиграли 6:14.
Как я ни спешил, но на игру опоздал. Не успел я еще отдышаться, как подлетает ко мне дядька, хватает за рукав и кричит:
— Какой счет?
Выясняем вместе, что ведут наши — 12:6.
Дядьку это немного расстроило.
— Я специально из Швеции приехал ради этой игры. Позвонил, понимаешь, приятель из Петрозаводска. Я все бросил и прилетел. А они, блин, проигрывают.
Я настолько ошалел от такой тирады, что забыл спросить шведа (хотя какой он швед, только по паспорту если), как его зовут. А мужик уже мчался вдоль бровки, наперегонки с ресивером мурманчан. Он готов был на него броситься сам, но карелы сумели остановить прорыв и без его помощи.
Коротко о главном
Матч проходил на укороченном поле, и в каждой команде было не по десять, а по восемь игроков. Собственно, правила игры одновременно и просты, и сложны. Если говорить просто, то надо занести мяч в зачетное поле соперника.
За это тебе начисляют не только 6 очков (тач-даун), но дают еще реализацию, то есть возвращают мяч забившему, и ты можешь забить еще одно очко (если выбрал розыгрыш в пяти ярдах от зачетной зоны) или два (если начал с 10 ярдов). На каждую атаку дается только три попытки. Не уложился — мяч отдается сопернику, и тот начинает с того места поля, где игра была остановлена.
А сложности касаются терминологии, и если я сейчас начну говорить на «языке» американского футбола, то никто меня не поймет.
Основное отличие от более привычного для нас регби в том, что в американском футболе разрешена атака игрока, не владеющего мячом. Его только нельзя хватать руками, но толкать можно сколько угодно. У профессионалов такой толчок «весит» несколько сот килограммов и может закончиться серьезной травмой.
Поэтому, когда с линии следует пас назад квотербеку, игроки сходятся в прямом смысле стенка на стенку. Одни стараются прорваться к мячу, вторые -не допустить этого. Кто такой квотербек? Это мозг команды и ее лидер. Именно он принимает решение, какую комбинацию проводить, и именно он ее начинает. Роль его на поле огромна. Но каким бы великим ни был квотербек, он не может выиграть матч в одиночку.
Американский футбол — командная игра в полном смысле этого слова. Здесь нельзя простоять в сторонке, как в обычном футболе, пока твои товарищи бьются. Именно из-за того, что можно атаковать любого игрока. И будь уверен, тебя атакуют. Единственный выход — давать сдачи. Кстати, в США американский футбол входит в школьную программу. Может быть, поэтому американцы так легко вливаются в любой коллектив и вообще здорово умеют работать в команде.
Опасно для жизни
Но вернемся на поле. Мурманчане вели в счете на протяжении всей игры, но карелы постоянно сводили наше преимущество к минимуму. При счете 33:26 квотербек «Оружейников» с криком «Смотрите, как это делается!», словно бешеный носорог, промчался через защиту «Айсбергов». Его пытались остановить, да куда там! Он тащил на себе несколько мурманских защитников и не падал. Так и доволок мяч до «зачетки». Счет стал 33:32, и все повисло на волоске.
На поле стало по-настоящему жарко, а для стоящих вдоль его бровки зрителей временами даже опасно. Пытаясь прорваться по флангу, один из игроков Мурманска на полной скорости врезался в оператора-любителя, поломав его треногу и далеко отбросив в сторону хозяина.
Лично мне пришлось пару раз уворачиваться от несущихся футболистов. За несколько минут до окончания игры «Айсбергам» удалось сделать тач-даун. Свирепая атака карелов в попытке спасти матч закончилась нашим перехватом, за которым тут же раздался финальный свисток. В этой игре учитывается только чистое время без всякой компенсации.
После матча
В американском футболе найдется место тем, кто по каким-то причинам не прижился в других видах спорта. Твой тренер в обычном футболе постоянно говорит тебе о лишнем весе? В американском будешь играть в защите. Легконогий, быстрый, но технически слабый футболист или баскетболист — играй на краю. Бесперспективный штангист или пловец? Не беда, и вам работа найдется.
— Мне нравится американский футбол потому, что у каждого игрока есть своя специализация, — говорит Леонид Анциферов, специалист по информационным технологиям и одновременно игрок команды «Murman Icebergs».
— Здесь не обязательно, как в обычном футболе, чтобы вся команда была на одном уровне мастерства. В американском футболе у каждого своя задача. Если нет скорости, можешь быть блокирующим, то есть просто стоять в линии, стараясь не допустить до своего квотербека игроков противника. А вот для ресивера как раз нужны скорость и ловкость. Он должен поймать мяч и убежать от защитников или уйти от захвата с помощью финта.
До этого я занимался тяжелой атлетикой, но нисколько не жалею, что перешел в американский футбол. Мне он по-настоящему нравится!