Основным пунктом повестки пятничного рыбхозсовета стал конфликт между Мурманским рыбным портом, ФГУП «Нацрыбресурс» и новыми арендаторами причалов. То, что поначалу представители власти называли спором хозяйствующих субъектов, оправдывая свое нежелание вмешиваться в конфликт, превратилось в серьезную угрозу для всей рыбной отрасли Заполярья.
Напомним, ФГУП «Нацрыбресурс», которому в феврале 2018 года Росимущество передало причалы рыбного порта, очень своеобразно распорядился новой собственностью – сдал их в аренду «Мурманскому складскому терминалу» и «Севгазсервису».
За обеими компаниями стоит коммерсант Роман Молибога, больше известный перевалкой топлива, чем проектами в рыбной отрасли. Арендатор тут же привел в порт судно «Валерий Васильев» с грузом для «Новатэка».
Без согласования с Мурманским морским рыбным портом поставил сухогруз к причалам для рыбодобывающих судов и своими силами начал выгрузку. Причем использовал инфраструктуру порта без каких-либо договорных обязательств, даже не согласовав схему проезда и использование подъездных путей. Тем самым арендатор не только нарушил права АО ММРП, но и помешал работе портовиков с рыбными судами. Транспорта потеряли много времени в ожидании начала погрузки, а два траулера вообще ушли из порта.
В ходе разбирательств выяснилось несколько возмутительных фактов.
Факт №1. Областное правительство выступило против порта
Обсуждение темы началось с неожиданного признания первого заместителя губернатора
Алексея Тюкавина. Он заявил, что именно областные власти высказались в конце 2017 года против сохранения причалов в доверительном управлении рыбного порта и поддержали их передачу «Нацрыбресурсу».
По словам вице-губернатора, госсобственость должна находится в госуправлении. А ММРП, став коммерческой структурой, якобы пользовался своим доминирующим положением, притеснял других собственников и рыбаков, да и вообще «показал себя конфликтным и недоговороспособным партнером».
Поэтому, мол, причалы и потеряли. Их передали «Нацрыресурсу» ради сохранения рыбного профиля терминала. Правда, непонятно, как этому сохранению мог помешать порт, который за два года вложил в развитие инфраструктуры полмиллиарда рублей, купил новый портальный кран, обновил парк погрузчиков, модернизировал холодильник №3, увеличил штат докеров и поднял скорость обработки рыбодобывающих судов и транспортов?
Кстати, чуть позже министр рыбного хозяйства Андрей Иванов дезавуировал аргументы своего шефа, заявив, что жалобы против рыбного порта не нашли подтверждения.
Факт №2. В договоре аренды нет пункта о рыбной специализации причалов
Надо отдать должное Алексею Михайловичу, от него досталось не только портовикам. Заслушав выступление Сергея Полякова, директора мурманского филиала ФГУП «Нацрыбресурсы», Тюкавин спросил прямо:
- Порт создавался для обслуживания рыболовных судов. Государство вам доверило причалы ради развития рыбной отрасли. Вы же сдали их в аренду не пойми кому. В соглашении по аренде причалов есть указание об обязательном сохранении их рыбной специализации?
- Нет, но в ходе переговоров у нас сложилось мнение, что арендатор это понимает, - признался Поляков.
- Это ваше мнение или отражено в договоре?
- Не отражено…
- То есть, вы решили из рыбного порта сделать бардак?! Вы же «Нацрыбресурсы», а не «Нацторгресурсы». Вам отдали причалы ради сохранения рыбного профиля, а вы проводите конкурсы без всяких ограничений! В итоге в порт приходят люди, далекие от рыбной отрасли. Значит, вы свою функцию не выполнили! Зачем вы нужны тогда?!
Факт №3. Арендатор своими тарифами выживает рыбаков
Андрей Попов, представляющий интересы «Мурманского складского терминала» и «Севгазсервиса», заявил было, что в планах арендатора не входило создавать препятствия для рыбаков. Но тут слово взял Владимир Журавлев, глава СЗРК - одной из крупнейших рыбодобывающих компаний региона:
- Мы заказали транспорт Samskip Ice для погрузки продукции с холодильников ММРП и получили от Мурманского складского терминала письмо, в котором за постановку судна к причалу с нас потребовали 400 тысяч рублей в сутки! Рыбному порту за аналогичную услугу мы платили всего 10 тысяч рублей. Тарифы от нового арендатора для других судов тоже немалые, за транспорт длиной 100 метров придется заплатить 48 тысяч рублей в сутки, в то время как в Архангельске 5 тысяч. Это полный маразм! Нам что, в Архангельск уходить?
Сообщение Журавлева вызвало гул удивления у членов рыбхозсовета. Таких расценок не ожидал никто.
- В дальнейшем мы будем противодействовать таким конкурсам, - категорически заявил Тюкавин. – Позиции и рыбного порта, и «Нацрыбресурса», и арендаторов неприемлемы. Все договора аренды должны включать обременение о сохранении специализации причалов. Будем готовить письмо в Росрыболовство!
Впрочем, как-то изменить сложившуюся ситуацию ни члены совета, ни правительство Мурманской области не могут. Разве что письма писать. Поддержав передачу причалов «Нацрыбресурсам», к которым уже возникали аналогичные претензии по рыбным портам Дальнего Востока, региональные чиновники сами засеяли поле зернами будущих конфликтов. Этим решением они еще и уменьшили сумму налоговых поступлений в местный бюджет, ведь «Нацрыбресурс» зарегистрирован в Москве. Да и федеральная казна доходов напрямую не приобрела, поскольку те же поступления от работ по постановке судов или аренды причалов остаются в ФГУП.
В итоге не поддержав ММРП, нацеленный на реальную работу в рамках федеральной Стратегии развития рыбных терминалов РФ, область получила арендатора, не скованного никакими обременениями по сохранению профиля порта.
Вместо обсуждения готовности рыбаков и стивидоров к работе согласно постановлению №974 Правительства РФ, которое вступает в силу уже 1 января 2019 года, теперь на рыбхозсовете спорят, что поставить к причалу раньше – транспорт с металлоломом или траулер. Если последний вообще рискнет зайти в порт. Вот такой «блестящий» пример реализации федеральной стратегии развития рыбных терминалов России продемонстрировало правительство Мурманской области совместно с Росрыболовством!