В Мурманске в одном из магазинов частные охранники на глазах всех покупателей обыскали 9-летнюю девочку. Итог такого проявления служебного рвения — нервный тик у ребенка. Подробности — в нашем следующем материале.
Сейчас Маша чувствует себя уже значительно лучше. Разговаривает спокойно, даже временами смеется. В тот день, когда Маша вернулась домой из магазина в слезах, родители долго не могли добиться от нее ни одного слова.
В магазин Маша зашла после школы, задержалась около прилавка, но выйти на улицу уже не смогла — ее окликнул охранник. Охранники и подошедшая следом, по словам ребёнка, какая-то тётенька, напрямую начали обвинять девочку в краже. Правда, непонятно чего.
Особо охранники не церемонились, спрашивали напрямую: «Что ты украла»? А потом заинтересовались портфелем школьницы. Взрослые мужчины обыскали портфель школьницы, заставили её вывернуть карманы. Женщина стала ощупывать ребёнка на предмет внутренних карманов.
На глазах у покупателей магазина охранники тщательно проверяли все, даже пакет со сменной обувью.
- Я говорю – можно мне маме позвонить, я очень спешу, скажу, что задержусь – она предупредит моего учителя. Мне ответили: «Нельзя, отпустим тебя, тогда позвонишь», - говорит Маша Раксина.
Искали то ли жвачку, то ли стирательную резинку, но так ничего и не нашли. Отпустили девочку домой. Родители Маши отреагировали мгновенно.
- Я тут же поехал в магазин, нашел даму, которая представилась старшим смены охраны и потребовал объяснений. Объяснений каких-то внятных не последовало, кроме фраз, что у нас были веские основания подозревать, что ребенок что-то взял, на вопрос, какие, был ответ, что она слишком долго стояла у какого-то стеллажа. Она старалась тщательно не употреблять слово «досматривали», - поясняет отец Маши Игорь Донец.
Имели ли право охранники магазина обыскивать девочку? Вот комментарий представителей правоохранительных органов.
- При любых действиях, касающихся несовершеннолетних, в обязательном порядке должны быть извещены законные представители несовершеннолетнего, которыми может являться, в случае, если он сирота – например, администрация детдома, приюта, центра помощи детям. Если несовершеннолетний находится в семье – должны быть вызваны его родители. Никаких действий без его родителей не имеют права производить с несовершеннолетним. Даже сотрудники милиции, даже сотрудники других правоохранительных органов, - подчёркивает Александр Чарыгин, сотрудник отдела информации и общественных связей УВД по Мурманской области.
Этим случаем заинтересовалась и прокуратура. Проверка показала — охранники нарушили закон.
- Прокуратурой по результатам проведенной проверки в адрес директора частного охранного предприятия направлено представление – в нем изложено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, а виноват, полагаю, не только тот охранник-женщина, которая произвела досмотр, но и руководитель по точке охраны, который должным образом не проинструктировал своего сотрудника, - отмечает Наталья Кузьмина, старший помощник прокурора Ленинского округа.
Но одного только дисциплинарного взыскания в этом случае не достаточно — в этом уверен уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
- Я считаю, что есть возможность рассмотреть вопрос о привлечении к уголовной ответственности за самоуправство. Нарушение неприкосновенности ребёнка грозит к привлечению ответственности гражданско-правовой, должна быть оформлена жалоба, иск, и суд может присудить компенсацию, но параллельно надо решать вопрос о возбуждении уголовного дела за самоуправство, - разъясняет Павел Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
Дома у Маши стараются об этом случае не вспоминать, слишком тяжелыми были для ребенка последствия от обвинения в воровстве и публичном унижении. Девочке все еще приходится принимать лекарства — нервный тик дает о себе знать