Ровно через сто дней после избрания главой муниципального образования Степана Тананыкина у Мурманска появился и новый глава администрации. На последнем заседании горсовета большинство депутатов отдали голоса своему же коллеге - Андрею Сысоеву. Таким образом, 18 ноября в заполярной столице полностью сформировалась новая муниципальная власть. Очевидно, что с появлением в областном центре сити-менеджера, наделенного легитимными полномочиями, должно не только закончиться политическое противостояние, разделившее депутатский корпус 5 августа, но и исчезнуть властный вакуум, в котором оказался город.
Выигрыш в лотерею
Выборы главы муниципального образования, состоявшиеся 5 августа, изменили не только систему управления городом, но и стали своеобразным водоразделом для совета депутатов Мурманска. Степан Тананыкин, получив полномочия главы муниципального образования при помощи Андраника Мусатяна и депутатов, оказавшихся под его влиянием, заявил о необходимости консолидации депутатского корпуса. И многие народные избранники действительно поверили, что вновь избранный глава сможет стать новым лидером и объединяющим центром для всех депутатов.
С тех пор прошло сто дней. В этот короткий отрезок времени политик, пришедший во власть, определяет те приоритетные направления своей деятельности, которые являются основой избранного им политического курса. Более того, получив власть, политик меняет свой статус, а значит, заново определяет свое место в существующей политической системе координат, во взаимоотношениях с другими политическими игроками и стоящими за ними силами.
Удалось ли это Степану Тананыкину? И да, и нет.
Парадокс успеха Тананыкина 5 августа заключается в том, что, несмотря на полную закономерность его победы, она оказалась абсолютно неожиданной. Получив статус главы муниципального образования, Тананыкин сразу после выборов пребывал в некой растерянности. Но при этом он, в полном смысле этого слова, был окрылен своей победой. Эмоциональный настрой Степана Тананыкина в его первые дни у власти можно сравнить с радостью бедняка от внезапного выигрыша в лотерею и одновременным страхом неправильно оформить документы при его получении.
Этим и воспользовались более опытные политические игроки. Председатель нормотворческой комиссии горсовета
Алексей Либеров прикрывал нового главу муниципального образования в части документооборота, Андраник Мусатян давал советы по игре в политический покер.
Раздражало ли остальных депутатов, что избранный ими же глава спустя два месяца оказался в удушающих объятиях сомнительных друзей и коллег по бизнесу? Очевидно.
Именно поэтому желание Тананыкина видеть на посту сити-менеджера Ольгу Сорокину большинством было встречено без воодушевления. Ее назначение могло бы окончательно разделить муниципальную власть, что привело бы уже не просто к усилению внутреннего конфликта, а к политическому кризису.
Все осознавали, что главой администрации должен стать человек не просто равноудаленный, а сильный морально, политически и экономически.
Андрей Сысоев как председатель постоянной комиссии горсовета по экономической политике подходил по всем параметрам. И то, с каким счетом он был избран главой администрации, демонстрирует не только уровень доверия, которым он пользуется у депутатского корпуса. Есть надежда, что Сысоев может стать тем цементом, который позволит удержать конструкцию новой муниципальной власти в стабильности и равновесии.
Естественный отпор
Чтобы уяснить, в какой политической конфигурации оказался сегодня
Андрей Сысоев, следует понять, по каким причинам Мурманский горсовет выбрал главу администрации. Ведь расклад 22 против 6 был столь редок на всех осенних заседаниях горсовета, что многие всерьез заговорили о том, что Андраник Мусатян контролирует больше половины депутатского корпуса. Это значило, что Мусатян может диктовать условия оставшимся и даже тем, кто наверху. Однако голосование по выборам сити-менеджера доказало, что на каждую силу всегда найдется другая сила. Или, как говорил старый слесарь дядя Ваня, «на каждую хитрую гайку есть болт с резьбой».
Без сомнения при назначении Сысоева на должность сыграли роль несколько факторов.
Один из них можно назвать «холодность главы».
По большому счету глава муниципального образования Тананыкин слишком охладел к рядовым депутатам и почти полностью оказался под колпаком у Мусатяна. Давление, которое перед днем голосования оказывалось на депутатов, все больше убеждало народных избранников, что у главы муниципального образования просто не хватит сил, чтобы совладать со своим непредсказуемым соратником. Не говоря уже о том, чтобы оставить его за скобками. Недаром экс-председатель совета депутатов
Алексей Веллер заявил на заседании 18 ноября, обращаясь к депутату Сергею Габриеляну: «Не нужно самим ставить значки в бюллетенях, а потом спрашивать, откуда они появились. Вот Андраник Владимирович сказал, что любит город Мурманск, у меня риторический вопрос: а любит ли город Мурманск Андраника Владимировича?».
Впрочем, многие из депутатов на этот риторический вопрос ответили уже давно, когда стало понятно, что после избрания Тананыкина на должность главы муниципального образования Андраник Мусатян принялся шаг за шагом отвоевывать себе жизненное и экономическое пространство, усиливать контроль над деятельностью администрации, при любом удобном случае выступая с критикой исполнительной власти.
Все это привело к тому, что в совете депутатов образовалась центристская группа, ориентированная на конструктивные взаимоотношения с областной властью. Именно эти депутаты стали объединительной силой, вокруг которой теперь концентрируется Мурманский горсовет. Это и есть второй фактор, который условно можно обозначить «Новая волна».
Судя по всему, депутаты-центристы, как и большинство рядовых мурманчан, устали от череды политических конфликтов и своим голосованием постарались сгладить все возможные противоречия между городскими и региональными властями. Косвенно это подтверждается тем, что перед своим выдвижением на должность сити-менеджера
Андрей Сысоев провел переговоры с губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко.
Очевидно, что мурманский политик с ярко выраженными талантами хозяйственника убедил главу региона в том, что способен эффективно управлять городом.
Конечная установка
Особую роль в день голосования за сити-менеджера сыграл и факт катапультирования Андраника Мусатяна. То, с какой скоростью молодой депутат покинул заседание горсовета, а главное, с чем он оставил своих единомышленников, свидетельствует, что депутатский корпус вновь может быть подвержен форматированию. Только на этот раз с приставкой «само».
Напомним, что после «товарищогурцовского» («Коротенько, минут на сорок!») выступления депутата
Сергея Габриеляна на трибуну вышел Андраник Мусатян.
Суть его заявлений была проста: «Я покидаю зал в знак протеста!».
Казалось, дальше должен был последовать демарш сторонников и со словами «Карету нам, карету!» любители Грибоедова и последователи Мусатяна могли бы проследовать к выходу. Однако ни один из депутатов не решился катапультироваться вместе со своим лидером.
Де-факто это значит, что игры в «Монополию» в Мурманске закончились. Именно при таком раскладе 18 ноября глава муниципального образования Степан Тананыкин назначил на должность главы администрации
Андрея Сысоева.
Сысоев неплохо знает городское хозяйство Мурманска. Причем не только с его «надземной», очевидной частью, но и со скрытыми от посторонних взглядов «потайными пружинами» и «секретными кнопками». Способен ли он обеспечить новый курс управления городом? Смею предположить, что да. Более того, принадлежность Сысоева к группе депутатов-центристов, реальная поддержка губернатора и желание тесно работать со всеми своими коллегами по депутатскому корпусу дают ему возможность открыто занять пустующее место нового лидера. Лидера, пользующегося уважением, способного, а главное, умеющего вести диалог, искать компромисс и достигать нужных результатов. Во всяком случае, многие хотят верить, что результаты не заставят себя долго ждать