Судно Мурманского тралового флота завершило почти полугодовой рейс

14 октября 2010 в 09:16, Мурманск
Траулер «Борис Сыромятников» вернулся в порт с вкусным грузом для горожан

29 сентября из очередного рейса вернулся в мурманский порт траулер «Борис Сыромятников». Названный в честь летчика - героя Великой Отечественной войны он является одним из 11 траулеров проекта 488, которые принадлежат Мурманскому траловому флоту. Когда-то Борис Павлович Сыромятников совершал подвиги на боевом посту, а сегодня одноименный траулер по девять-десять месяцев в году славится трудовыми подвигами. Благодаря работе сплоченной команды горожане имеют возможность покупать отличные рыбные консервы с маркой «Мурманский траловый флот», которая гарантирует высокое качество продукта, проверенное годами успешной деятельности. На следующий день после возвращения траулера мы заглянули в гости к капитану и его помощнику побеседовать о рейсе, об улове и особенностях работы на прославленном судне.

Рыбалка была напряженной, но все удалось

Суда, подобные «Борису Сыромятникову», строились в Германии в период с 1986 по 1993 год. За это время было построено 37 траулеров. И «Борис Сыромятников» оказался в числе последних. Он был построен в 1993 году. Тип судна - РТМКС - рыболовный траулер морской с консервным цехом «супер».

Похожий на многие суда своей серии он все же имеет одно существенное отличие, и заключается оно в оборудовании производственных помещений. Связано это как раз со спецификой выпускаемой на «Сыромятникове» продукции. Об этом и многом другом любезно согласились рассказать капитан-директор траулера Валерий Евгеньевич Майоров и помощник капитана по производству Шемякин Виктор Александрович. Наша беседа сопровождалась экскурсией по судну, что помогало лучше проникнуться ощущениями нелегкого, но такого важного рыбацкого быта.

- Валерий Евгеньевич, с возвращением!

- Спасибо! Мы рады, что вернулись домой. Для всех нас большая честь служить на таком корабле. Ведь Борис Сыромятников был не просто летчиком. Он служил в военно-морской авиации. Он героически погиб при выполнении задания, и лично я рад, что судну дали его имя.

- Расскажите, чем запомнился этот рейс. Как все прошло?- Рейс проходил с 21 апреля по 29 сентября этого года. Работали в северо-восточной Атлантике, которая распределяется по Фарерской зоне, островной зоне Шпицбергена и заканчивали промысел уже в норвежской экономической зоне. Работали на скумбрии, путассу и селедке. Особенно напряженная рыбалка была в отношении скумбрии, но все сложилось нормально, и показатели мы выполнили. Добавлю, что селедка и путассу ловились намного лучше.

- В чем заключалась напряженность?

- Как бы объяснить: была нестабильная рыбалка. То есть скумбрия стала вести себя немного по-другому, чем мы ожидали. Время промысла было скоротечным, и судну приходилось много «бегать», чтобы найти косяк рыбы и его обловить. Но команда у нас сплоченная, штурманы грамотные, оборудование хорошее. Нам все удалось.

Единственные на северо-западе

В отличие от других судов такого класса, основной продукцией которых является неразделанная рыба пелагического промысла, траулер «Борис Сыромятников» вырабатывает рыбопродукцию в основном глубокой разделки, такую как обезглавленная тушка, спинка и филе из сельди, путассу, скумбрии, мойвы. Выпуск такого ассортимента продукции гораздо более трудоемок по сравнению с неразделанной рыбой. Но это позволяет получить готовый полуфабрикат прямо в море.

- Если сравнивать «Бориса Сыромятникова» с другими судами Мурманского тралового флота, то наше осталось последним непереоборудованным, - продолжает капитан-директор.

- Другие суда переоборудовали, когда в середине 90-х нужно было вылавливать больше рыбы. Суда могли морозить 60-80 тонн, а после перестройки - 150-170 тонн. Но из-за этого у них был сокращен консервный цех, а у нас остался. Благодаря этому мы занимаемся производством консервов в море. Это эксклюзивный продукт, и он очень ценится. Речь идет об известных и любимых как мурманчанами, так и жителями других городов консервах «Скумбрия атлантическая с добавлением масла». Наш траулер является единственным на Северо-Западном бассейне, а возможно и в России, судном, на борту которого, непосредственно в море, на промысле, выпускаются консервы из рыбы. В этом рейсе на промысле скумбрии мы изготовили более одного миллиона банок. Судном я руковожу с 2002 года и успел застать тот момент, когда делали консервы еще и из селедки. Зато сейчас мы делаем еще и консервы из печени тресковых пород рыб. Но об этом поподробнее вам Виктор Александрович расскажет.

Виктор Шемякин улыбается и готов перенять разговорную эстафету у начальника. Уважение и дружеские отношения внутри команды помогают рыбакам даже в самые сложные моменты рейса. Добиться взаимопонимания между всеми членами коллектива, а экипаж состоит из 86 человек, - большой труд. И в этом невероятная заслуга капитана и его помощников. Да и без четкого руководства флота работа и показатели могли быть совсем другими.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Экологически чистый и очень вкусный продукт!

Но вернемся к разговору о производстве. Тем более что здесь нас ждет масса всего интересного.

- Да, действительно наряду с традиционными консервами из рыбы на нашем судне также выпускаются консервы из печени, - вступает в разговор помощник капитана по производству. - О них хотелось бы рассказать отдельно. Дело в том, что промысел скумбрии довольно непродолжителен и возможность выпускать консервы из нее имеется только в июле-августе. Все остальное время при промысле других видов рыб консервный цех простаивал. В 2008 году консервный цех был дополнительно дооборудован линией для производства консервов из печени тресковых рыб, что позволило более рационально использовать имеющееся производственное оборудование и добываемые промысловые объекты. Печень мы извлекаем, далее она по вакуумной системе подается в цех, прочищается, далее варится с добавлением сухого молока. В итоге получается экологический чистый продукт и очень вкусный!

Слова Виктора Александровича подтверждаются делом. Выпускаемые консервы из печени были высоко оценены на различных конкурсах и выставках. Так, в 2009 году эти консервы стали дипломантом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

Для контроля всех технологических процессов при производстве консервной продукции на борту судна оборудована производственная лаборатория. В штате судна имеется специалист химик-микробиолог. Поэтому и немудрено, что качество продукции всегда на высоте.

- Знаю, что вы делаете ставку еще и на разделку рыбы.

- Совершенно верно, - вновь присоединяется к беседе Валерий Майоров. - И это играет в плюс и нашим заполярным предпринимателям и в конечном итоге покупателям. Смотрите сами. Если вы купили мороженую неразделанную рыбу, вам нужно дополнительно разделывать ее для дальнейшей обработки, затрачивать время, привлекать дополнительный персонал, решать вопрос, что делать с образовавшимися при разделке отходами.

- Да, затратный процесс. Представляю, как растет цена в связи с этим…

- Конечно, - говорит Виктор Шемякин. – На нашем судне своеобразная конструкция морозильных шкафов позволяет делать мелкую расфасовку. Это облегчает работу для реализаторов. Вы можете приобрести, к примеру, замороженную спинку путассу, завялить ее без дополнительной обработки и лишних затрат. Упаковка нашей продукции также отличается от применяемой другими судами - это небольшие брикеты по 6 кило, уложенные в картонную коробку по 18-20 кг. С 2008 года нами на промысле мойвы применяется еще более подходящая для розницы упаковка замороженной рыбы в 2-килограммовые брикеты.

Гордость за свою работу

Интересной особенностью рыбофабрики траулера является применение вакуумного насоса для подачи улова из бункеров-накопителей на переработку в цех. Данная технология позволяет свести к минимуму механические повреждения рыбы, в сравнении с применяемой обычно для этой цели на других судах системой элеваторов и транспортеров.

- При конструкции судна все было расставлено так, чтобы облегчить и улучшить работу во всех направлениях, - добавляет Виктор Александрович. - Разделка только при помощи машин - немецкого производства Baader*. Ручной труд применяется лишь в целях уменьшения расфасовки. Вахту каждый день несут порядка 30 человек. Кратчайшие сроки в производстве, высокое качество. И конечно, то, что я не устаю повторять: мы готовим свои консервы не из размороженного сырья, а из свежайшего. Вкусовые качества благодаря этому отличаются на корню. Сам видел, как в магазине женщина просила продать ей консервы «Скумбрия», и когда ей дали банку, то она попросила другую - именно под маркой МТФ. Наблюдая это, испытываешь огромную гордость за свою работу!

- Действительно. Для этого и трудимся! - заключает Валерий Майоров.

- Спасибо за интересную экскурсию и познавательный рассказ о судне и производстве, которое налажено на нем.

- Спасибо вам. Приходите еще
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter