Совет депутатов обсудит концепцию строительства в Мурманске социального жилья. Горсовет с самого начала курировал разработку этого документа. Он предлагает принципиально новое решение проблемы расселения ветхих и аварийных домов. Вместо квартир в старых пятиэтажках их жильцам предлагается предоставлять новое социальное жилье, построенное по заказу муниципального предприятия "Агентство «Мурманнедвижимость».
«На Жилстрое только строй!»
Несмотря на жилищно-коммунальные тяготы, многие «жилстроевцы» не хотят уезжать из своей «деревеньки», притулившейся одним боком к Октябрьскому округу. У многих здесь прошла вся жизнь. В «деревяшках» подрастают внуки мурманчан, вселившихся в старые дома в 50-60-е годы прошлого века.
— У нас хотя бы туалет и вода в квартире. А ведь как страдают жильцы, которые живут на улице Новосельской, — говорит жительница «деревяшки» на улице Марата, медработник Татьяна Петрунина. — У моей дочери школьная подружка с этой улицы. Ее семья в безвыходном положении. В ветхом доме, где нет воды и туалет на улице, уже третье поколение мучается. Сама же я согласна немного подождать переселения, чтобы получить достойное жилье. А переезжать из одного ветхого дома в другой, немногим лучше нашего, не вижу смысла. Планировка у нас тут неплохая. В квартире мы ремонт сделали. Другое дело, что сам дом очень уж старый — подъезд вот перекошен, ступеньки на лестнице сгнили. Из-за этого я как-то упала в подъезде и руку сломала. В общем, как говорится, есть свои нюансы, но в «хрущевку» переселяться я не хочу.
Сосед Татьяны Петруниной Валерий Михайлович как-то подсчитал, что на деньги, которые зимой «утекают» через кран в его квартире, можно было бы уже новую квартиру купить. Ведь в течение тридцати лет, что его семья живет в деревянном доме, в холода вода в раковину течет денно и нощно. Иначе перемерзнут трубы, о чем предупреждают работники ЖЭУ.
— В деревянном доме энергетика совсем другая. Это не в бетоне жить. Отремонтировал бы кто капитально наш дом, я бы горячую воду подвел и никуда бы не выезжал, — мечтает Валерий Бельчев. — Но такое вряд ли случится, слишком много средств такая перестройка потребует. Мы это понимаем. Но все равно хотим в нашем районе остаться. Если бы рядом построили новый дом, с удовольствием бы туда переехали, даже если ждать придется. В Ленинский район мы точно переселяться не будем.
— Да на Жилстрое только строй! — подхватывает супруга Зинаида Алексеевна.
Уже не очень верит, но все еще надеется на получение благоустроенной квартиры Надежда Васильевна, жительница деревянного дома на улице Марата, в котором когда-то располагалась первая мурманская аптека.
— В моей квартире как раз подсобка была, — вспоминает Надежда Недоступ. — Из 35 лет, что мы в этой квартире живем, только два последних года — без подселения. Ох и намучились мы с непутевыми пьющими соседями. Мне трудно представить, как в случае переселения я буду жить в другом районе города. Я и на квартиру в пятиэтажке на Жилстрое согласна. Но, конечно, жилье в новом доме — это намного лучше.
Боюсь только, что опять все ограничится словами. Сначала нам обещали, что наши «деревяшки» снесут к 80-му году, потом — к 2000-му. А они все стоят, хоть и держатся на честном слове. Помню, делали мы в комнате ремонт, все слои обоев ободрали, а под ними — плакаты 1939 года с призывами идти на выборы. Так что я уже и не верю ничему. Но новое жилье все равно жду.
Спрос растет —
подскакивают цены
Реализация разработанной при кураторстве Совета депутатов концепции строительства в Мурманске социального жилья должна начаться как раз с расселения нескольких «деревяшек» на Жилстрое. Это позволит освободить в этом микрорайоне целый квартал, который можно будет застроить новыми домами. Жилплощадь в них смогут получить жильцы старых двухэтажек. Таким образом, предлагается принципиально новый подход к решению проблемы расселения ветхого и аварийного жилья.
Шесть лет назад в Мурманске ветхими и аварийными были признаны 350 домов — 15 процентов всех жилых зданий города. Это преимущественно двухэтажки, построенные в 30-50-х годах прошлого века. В условиях, которые язык не повернется назвать нормальными, там жили тогда почти 10 тысяч человек. Сейчас — не многим меньше. С 2005 года в Мурманске начала действовать муниципальная программа расселения ветхих домов. Но для того чтобы избавить город от развалюх, в ценах 2005 года требовалось 1,8 миллиарда рублей. Их, как ожидалось, должны были предоставить муниципальный, региональный и федеральный бюджеты в 2005—2010 годах. На деле же деньги на расселение все это время выделял только город — 99,1 миллиона за пять лет. А потратить удалось и того меньше — 65 миллионов. В результате в благоустроенное жилье переехали только 138 семей. Удалось расселить лишь 6 домов, предназначенных для сноса, еще 6 двухэтажек пока расселяются.
Для переселенцев из аварийных и ветхих домов город приобретал квартиры на вторичном рынке жилья. Как и положено — через аукционы. Когда муниципалитет объявляет о своей готовности купить достаточно большое количество жилья, цены на него тут же подскакивают. В итоге городу удается купить меньше квартир, чем планировалось. Приобретается в основном жилье в пятиэтажках, построенных в 60-70-х годах. И цены на эту недвижимость остаются достаточно высокими, хотя ее качество давно не отвечает современным требованиям.
За те же деньги
Ежегодно из бюджета Мурманска на решение жилищных проблем мурманчан выделяется минимум 200 миллионов рублей (в 2010-м — в общей сложности 250 миллионов). Сегодня социальное жилье на вторичном рынке город покупает в среднем за 35-40 тысяч рублей за квадратный метр. Разработчики концепции считают, что за такую же цену муниципалитет сможет покупать квартиры в новых социальных домах.
— Предоставление жилья «эконом-класса» по цене 35-40 тысяч рублей за квадратный метр сможет обеспечить муниципальное предприятие "Агентство «Мурманнедвижимость», — уверен председатель Совета депутатов
Алексей Веллер. — «АМН» может стать заказчиком строительства социальных домов. При этом у предприятия есть возможность работать без прибыли. Таким образом, оно сможет участвовать в муниципальном конкурсе на покупку жилья, предложив новые квартиры по цене старых. И для граждан, и для муниципалитета выгоднее, если за те же деньги будет приобретаться новое жилье, а не вторичное.
С этим трудно спорить. Но когда концепция обсуждалась на заседании комиссии по экономической политике и хозяйственной деятельности, некоторые депутаты ее не поддержали. Они считают, что мурманчане, которые живут в разваливающихся двухэтажках без удобств, не могут ждать, когда для них построят новый дом. Для них муниципалитет должен как можно быстрее купить благоустроенные квартиры, хотя бы и на вторичном рынке.
— Не должны мы мурманчан загонять из аварийного жилья в предаварийное, — не согласился председатель комиссии по экономической политике и хозяйственной деятельности
Андрей Сысоев. — 20 процентов пятиэтажек, в которых чаще всего покупаются квартиры для переселенцев, через 5-10 лет тоже могут признать аварийными. И тех, для кого сейчас город купит там квартиры, снова придется переселять.
Строить новые социальные дома или продолжать покупать квартиры для переселенцев на вторичном рынке? Ответ на этот вопрос должен сегодня дать Совет депутатов. Если победит точка зрения сторонников строительства социальных домов, в ближайшее время будет разработана новая муниципальная программа расселения ветхого и аварийного жилья и начнется проектирование первых домов для переселенцев.
http://vmnews.ru/city/2010/03/25/novyie-kvart...aryih