Вчера состоялась традиционная предновогодняя пресс-конференция мэра Мурманска Михаила Савченко. Поскольку, на этом мероприятии присутствовали практически все СМИ региона, я не вижу смысла подробно пересказывать суть ответов главы администрации города на большинство вопросов. К тому же, львиная доля поднятых и Михаилом Савченко, и журналистами тем касалась либо хозяйственных, либо экономических сторон жизни Мурманска. А все экономические, статистические и хозяйственные аспекты ответов Михаила Савченко обязательно будут опубликованы отдельно. Поэтому, я остановлюсь лишь на двух сугубо политических моментах, так сказать, близких «Кольскому хронографу» по профилю. На пресс-конференции присутствовал Шафиг Амрахов, который (как он утверждает) руководит «Мурманским информационным агентством «Регион 51»». Учредителей этого СМИ я не знаю. Просто, никогда не интересовался. Шафиг Амрахов расположился по соседству с помощницей депутата областной Думы Андрея Иванова, которая вела самую тщательную запись ответов Михаила Савченко. Опять же, я просто не знаю, как её зовут. Мог ли узнать? Конечно, мог. Но, зачем? То, что я не знаю ни помощницы Андрея Иванова, ни СМИ Шафига Амрахова, ни его журналистки совсем не свидетельствует о каком-то пренебрежении. Чукча не читатель. Чукча - писатель. С меня довольно, что я знаю (как публичного политика, разумеется) Андрея Иванова и знаю Шафига Амрахова (лично, ещё с 90-х годов), как персонажа, которого, то гоняют, то сажают, то ищут, чтобы поучить. Сам же он, перманентно, находится в поисках «хлеба насущного» (кстати, по-моему, не безуспешно). Так, вот. Где-то в середине пресс-конференции молодая девушка, представившаяся как журналистка этого «Мурманского информационного агентства» передала Михаилу Савченко бумажку со списком вопросов. Руководитель пресс-службы мэрии Наталья Савенкова явно пыталась посадить инициативную девушку «на пятую точку» - мол, есть установленный и согласованный со всеми СМИ порядок пресс-конференции. Девушка в ответ, каким-то нарочито «революционным» голосом (по-моему, её по юности лет ощутимо плющило от страха) стала пробивать Михаила Савченко на «слабо». К моему сожалению, мэр Михаил Савченко, что называется, «повёлся». И согласился ответить на два вопроса из четырёх ему переданных. «Девушка Амрахова» обозначила вопросы под номерами 2 и 4. Михаил Савченко ещё пошутил - мол, вы сами вопросы сформулировать не можете? Вам бумажку кто-то прямо сейчас дал? Все тактично посмеялись. Когда же Михаил Савченко стал читать вопрос, всем стало не до смеха. Мысль была сформулирована в откровенно провокационной манере и содержала ряд прямых оскорблений губернатора Юрия Евдокимова. Мол, из независимых источников известно, что губернатор
Юрий Евдокимов постоянно пытается в Москве оклеветать мэра Михаила Савченко. Пишет кляузы, доносы. Мол, не считает ли Михаил Савченко, что губернатор, который ведёт себя столь подлым образом, не достоин того, чтобы возглавлять исполнительную власть в регионе? Не считает ли Михаил Савченко, что годы правления Юрия Евдокимова могут быть приравнены, по общему эффекту, к годам «застоя» Леонида Брежнева? Ну, и ещё, что-то там, в таком же духе. Четвёртый вопрос из списка был такой - мол, не боится ли Михаил Савченко физического покушения, провокаций всяких гнусных? Поскольку, всем ясно - выборы будут такие же грязные и подлые, как в 2003 - 2004 годах. Михаил Савченко вздохнул и принялся обстоятельно отвечать, по пунктам.
Сразу же предварю вопрос - чего это ты так переживаешь по поводу оскорблений, нанесённых губернатору Юрию Евдокимову. Ты же сам его непрерывно «кусаешь»? Объясняю. Да,
Юрий Евдокимов мне не нравится ни как политик, ни как хозяйственник. Но я отлично понимаю - пропасть, какой глубины нас разделяет. Прежде всего, в уровне ответственности и информированности. Я отдаю себе отчёт - где я и где губернатор. Хоть его и не люблю. Поэтому, я никогда не позволял себе прямых оскорблений. Не потому, что я такой благородный, а потому, что всегда боялся уподобиться Моське из басни. Если я не согласен с политической и хозяйственной практикой, насаждаемой Юрием Евдокимовым в области, то, как свободный гражданин - имею полное право. А нарочито хамить - это совсем лишнее. Я себя позиционирую именно, как политического врага губернатора (хотя, с точки зрения Юрия Евдокимова это звучит смешно, наверное). Я буду рад, если он потерпит полный политический крах. Но (пусть это и наивно звучит) даже на войне есть некие правила. А выборы я вообще всегда пытался воспринимать, как поединок бойцов, а не уличной шпаны. Так, что никаких симпатий к губернатору я не питал, не питаю и питать не буду. Но, как говорил Наполеон: «Есть вещи, о которых, чёрт побери, не говорят вслух!» Между прочим, круг моих читателей наверняка обратил внимание на то, что «Кольский хронограф» ни при каких условиях не пишет о личной жизни политиков и хозяйственных деятелей. Что, думаете, я не мог бы развернуться в рамках темы «кто, кого, как и сколько»? Тем более, что мне подобные факты многократно подкидывали. Но я разделяю смысл высказывания Наполеона. Закулисные игры в политике были, есть и будут. «Областные», наверняка, могут очень много интересного (в своей интерпретации, само собой) рассказать о «мурманских». Так и «мурманские» могут ответить тем же. Только, вот, нужно ли правящей элите области (а, если не кривить душой, она есть - правящая элита) опять публично «заглядывать друг другу в трусы»? Это, ведь, процесс такой - опять всех затронет. Вспомните 2003 - 2004 годы!
Мне кажется, что вся эта история с вопросами «от Шафига Амрахова» была инспирирована (и заказана) политическими врагами Михаила Савченко только для того, чтобы в последствии «растащить на цитаты» ответ мэра. Когда человек больше десяти минут обстоятельно обосновывает свою позицию, то он неизбежно использует какие-то примеры, прибегает к образным сравнения и так далее. Из многоминутного выступления всегда можно вычленить две-три фразы, которые можно будет потом использовать оппонентам, вывернув смысл сказанного наизнанку. Кстати, так уже было в 2004 году. Когда из выступления Михаила Савченко, буквально с мясом, выдрали фразу про «уродов».
Теперь, непосредственно, к ответам Михаила Савченко. Вообще-то, ничего особо интересного или сенсационного эти ответы не содержали. Да, Михаил Савченко признал, что отношения между ним и губернатором Юрием Евдокимовым не простые. Он упомянул о состоявшемся (накануне отъезда в Москву, на президиум Генерального совета партии «Единая Россия»), крайне нелицеприятном и тяжёлом разговоре между ним и Юрием Евдокимовым. (Кстати, об этом разговоре в обоих лагерях отлично знали, но не вытаскивали на «общественное обсуждение» же!). А, что, для кого-то новость, что
Юрий Евдокимов на дух не переносит Михаила Савченко? Этого кто-то не знал? Или, Михаил Савченко должен был скоморошничать, рассказывая, какая между ними «любовь-дружба»? Но, одно дело - личные взаимоотношения и другое дело - публичные выяснения отношений губернатора и мэра столицы области. В конце концов, они не «красна девица и добрый молодец». К тому же, от них требуется не «любить друг друга», а совместно решать насущные экономические вопросы. Особенно, в столь непростое время, как сейчас. А это вполне возможно. Разумеется, Михаил Савченко долго рассуждал об исключительной роли Юрия Евдокимова во всех аспектах жизни региона, подчёркивая, что губернатор - олицетворение государственной власти. И УВАЖЕНИЕ к нему - ОБЯЗАННОСТЬ нормального гражданина. Тем более, что это УВАЖЕНИЕ губернатор ЗАСЛУЖИЛ своей многолетней успешной работой. Поэтому, всякие сравнения с Леонидом Брежневым, просто не лезут ни в какие ворота.
Опять же, что касается будущей выборной борьбы, Михаил Савченко отметил, что его команда, руководящая Мурманском последние пять лет (учитывая срок болезни Геннадия Гурьянова) явно вызывает зависть у конкурирующих группировок. Есть жгучее желание «порулить» самим. Так и это - вполне естественно!
К чему я обо всём, об этом? А к тому, что достаточно банальный и спокойный ответ Михаила Савченко мало, кто будет воспроизводить целиком (ещё раз подчёркиваю - ничего такого сенсационного в контексте ответов Михаил Савченко и не содержалось). А будут разрывать на цитаты, давая каждой собственное толкование.
Что же касается вопроса о теоретической возможности покушения - здесь и комментировать нечего.
И жаловаться некому. За язык Михаила Савченко никто не тянул.
Дмитрий Малышев.