- В одно касание «стеночку» разыграли... Отрабатываем перехват, про подкаты не забываем....
Пока игроки выполняли его указания, он с невозмутимым видом подошел к краю поля, взял в охапку кипу пластиковых фишек и принялся расставлять их перед воротами вдоль линии штрафной площади. Узнать в этом невысоком человеке в нахлобученной чуть ли не на глаза черной простецкой вязаной шапчонке звезду отечественного футбола было трудно.
После тренировки игроки отправились в раздевалку, а он подошел к нам, и на его лице появилась улыбка. Та самая улыбка, которая запомнилась еще в 90-е. Трехкратный призер чемпионатов России Валерий Есипов выступал тогда за волгоградский «Ротор» и национальную сборную.
С новым главным тренером мурманского «Севера» мы встретились на Центральном стадионе профсоюзов.
- Валерий Вячеславович, завершив в 2007-м спортивную карьеру в раменском «Сатурне», вы не оставили футбол и перешли на тренерскую работу. Были наставником курского «Авангарда», потом работали в «Роторе». Что побудило оставить ставший родным за долгие годы Волгоград и перебраться в Заполярье?
- Как-то само собой все получилось. Просто в Волгограде у меня закончился контракт. Потом стали поступать предложения из разных концов страны, в том числе и из Мурманска. Обсудив с руководством «Севера» цели и задачи, счел их для себя интересными.
Вот и приехал сюда. Пусть небольшой, но тренерский опыт есть. Команда второго дивизиона - это то, с чего нужно начинать всем, кто хочет попробовать свои силы в качестве наставника. Так, к примеру, поступил мой давний друг Андрей Канчельскис.
При всех своих титулах, завоеванных в составе «Манчестер Юнайтед», он вполне мог претендовать на то, чтобы возглавить тренерский штаб какого-нибудь клуба отечественной премьер-лиги. Однако Андрей не побрезговал ни московским «Торпедо-ЗИЛом», ни «Уфой». И это правильно, шишки набивать надо здесь, во втором дивизионе.
- Вы как игрок прошли через горнило курского «Авангарда», киевского «Динамо», воронежского «Факела», затем надолго осели в волгоградском «Роторе». Какой период своей футбольной жизни считаете для себя наиболее значимым?
- Трудно ответить. Сказать, что эта страница моей биографии более важна, а та менее, не могу. Например, курский «Авангард», где я начинал, по сути стал для меня трамплином в большой футбол.
В «Факеле» и киевском «Динамо» пробыл недолго, но воспоминания об этих вехах моей жизни не менее дороги, чем о «Роторе», где прошли мои золотые годы, где я раскрылся как игрок. Даже к раменскому «Сатурну», в котором завершил игровую карьеру, поскольку стали напоминать о себе старые травмы, испытываю теплые чувства. Ведь у каждой команды свой колорит, свои традиции и особенности.
- Киевское «Динамо» - советский брендовый клуб. Там вы пробыли с 92-го по 93-й годы. Это был довольно сложный для России и Украины исторический период.
- Несмотря на все тогдашние экономические, политические и прочие перепитии, «Динамо» продолжало держать марку. Когда играл там в начале 90-х, было ощущение, что живу за границей, в Европе.
В ту пору это был один из самых продвинутых клубов бывшего СССР. Имелись все условия для подготовки высококлассных футболистов. Прежде всего меня поразила динамовская тренировочная база, где все было продумано до мелочей и комфортно даже в бытовом плане.
Попав туда, понял, откуда взялись Алексей Михайличенко, Игорь Беланов, Александр Заваров, Владимир Бессонов, Олег Блохин и другие знаменитые отечественные игроки, составлявшие в свое время костяк советской сборной.
- Потом вы оказались в «Роторе». В 90-е эту команду невозможно было представить без трио нападающих Нидергауз - Веретенников - Есипов и, конечно же, легендарного наставника Виктора Прокопенко...
- Так получилось, что, став участником первых чемпионатов уже независимой Украины, я не оформил трансферный переход из «Факела». Из-за этого ФИФА дисквалифицировал меня и попавшего в такую же ситуацию Виктора Леоненко, перебравшегося в киевский клуб из московского «Динамо».
Тут мне сообщили, что мной интересуется руководство «Ротора». Терять игровую практику не хотелось, вот и отправился в Волгоград, разведать обстановку, да так там и остался. А Прокопенко вернулся в «Ротор» в 1994-м. Руководство клуба представило нам нового наставника в перерыве между первым и вторым кругами российского чемпионата. Он оказался очень прогрессивным тренером.
Виктор Евгеньевич привнес в игру много передовых новинок. Он видел футбол более скоростным, причем не только в чисто технической игровой динамике, но и в принятии решений. Маховик волгоградской команды тогда закрутился с удвоенной силой.
Даже тренировавший национальную сборную Анатолий Бышовец признавал «Ротор» самым быстрым клубом страны. Помимо этого Прокопенко был великолепным психологом. Он знал, в какой момент необходимо прикрикнуть на подопечных, а в какой промолчать. Не скрою, мы с ним дружили, на охоту и рыбалку не раз ходили. Я считаю, что Украина породила двух великих тренеров - наставника киевлян Валерия Лобановского и Виктора Прокопенко.
- Вы около 400 матчей сыграли в чемпионатах страны. В чем секрет долголетия?
- Это заслуга родителей. Так долго пребывал в игровой форме благодаря их генам. Физически крепким был с детства, хотя ни в каких спортшколах не занимался, просто гонял целыми днями мяч во дворе с однокашниками. По-настоящему стал осваивать азы этой игры, лишь когда началась профессиональная карьера. Учился от чемпионата к чемпионату.
- На тренерском мостике оказались сравнительно недавно. Наибольшую известность на этом поприще вам принес «Авангард», который вы сумели вывести в 2009-м из второй лиги в первую. Кем труднее быть - футболистом или наставником?
- Однозначно наставником. Футболист пришел на тренировку или матч, выполнил указания тренера и все. А руководство, включая наставника, ломает голову над тем, как организовать тренировочный процесс, где расселить игроков. Даже такие, казалось бы, чисто бытовые проблемы футболистов, как, например, устройство ребенка в детский сад, и те не проходят мимо тебя.
- Будучи игроком, вы прошли школу тех, кто оставил ощутимый след в отечественном футболе - тех же Прокопенко и Бышовца, Романцева, Ярцева и других. Кого считаете своим учителем в новом для вас ремесле?
- Всех, с кем довелось работать. Плохих тренеров я не встречал. Возглавлявший «Авангард» Александр Галкин не побоялся меня, 17-летнего, из двора взять в команду, причем не в резерв, а в основу. В «Факеле» Федор Новиков, который помогал когда-то Константину Бескову в московском «Спартаке», обучил культуре передачи.
У Анатолия Пузача в киевском «Динамо» понял, что значит биться за результат. Я стараюсь черпать лучшее у всех, и у Прокопенко, и у Владимира Салькова, Владимира Файзулина и у Александра Тарханова... Весь накопленный багаж стараюсь использовать в своей работе.
- С вашим приходом состав «Севера» обновился почти на две трети. Старые и новые игроки уже успели притереться друг к другу?
- Скажу так, процесс переходит в стадию шлифовки. На последнем отрезке нынешнего первенства нам надо сформировать команду для следующего чемпионата. Сейчас поставлена задача стабилизировать игру и подняться в турнирной таблице как можно выше.
- Ваше отношение к переводу национального первенства на так называемый зимний календарь?
- Негатива больше, чем позитива. Такой регламент выгоден командам премьер-лиги, и то не всем. Лишь пяти наиболее богатым, участвующим в еврокубках. Для всех остальных новый календарь губителен. Возьмите нынешний чемпионат, переносов матчей в апреле из-за неготовности полей не счесть. Даже «Северу» пришлось дважды принимать гостей на нейтральной арене в Пскове.
Игорь АРИСТОВ