Было в нашей области два министерства - здравоохранения и социального развития, а станет одно. И в одном названии объединятся оба понятия. Официально минздравсоцразвития начнет действовать как единый организм с 1 июля. Главой его, как известно, назначен
Аркадий Рубин, прежде руководивший медицинским ведомством. Перемены предстоят серьезные, и естественно, что вопросов, связанных с ними, хватает. Об этом мы беседуем с руководителем нового министерства.
- Аркадий Дмитриевич, чем все-таки вызвано объединение: необходимостью экономить средства, сокращать численность чиновников или стремлением скопировать федеральную модель управления этими сферами?
- Дело не в том, что на уровне страны управление здравоохранением и социальным развитием идет из единого центра. Главное, что объединяются два министерства, в работе которых есть много общего - цели, задачи. Здравоохранение и социальное развитие - это те отрасли, которые не зарабатывают, а тратят. Но от того, насколько эффективно осуществляется их деятельность, во многом зависит качество жизни населения. Думаю, что логика объединения совершенно очевидна. Примером тут может служить не только федеральное министерство. Структуры, объединяющие управление здравоохранением и соцразвитием, действуют в Финляндии, Норвегии. По пути слияния пошли и некоторые регионы России. Скажем, в Карелии такая система работает на протяжении уже нескольких лет.
- А возглавляет ее тоже доктор?
- Да, Валерий Бойнич тоже врач, кроме того, он является еще и заместителем главы Республики Карелии.
- С учетом профессии мне кажется, что этот статус - знаковый.
- Безусловно. В том, что происходит слияние министерств, есть объективная закономерность. Учреждения здравоохранения и соцразвития уже давно работают в тесном контакте, оказывая помощь инвалидам, ветеранам, детям, включая организацию летнего отдыха, санаторно-курортного лечения. Вместе участвуем в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, в тесном контакте занимаемся реабилитацией инвалидов, вопросами протезной помощи и многими другими.
- То есть в результате объединения конкретному человеку, нуждающемуся в медицинской и социальной помощи, будет проще решать свои проблемы?
- Именно к этому мы и стремимся: чтобы пациент, сталкиваясь с системой здравоохранения и соцразвития, мог гораздо быстрее и качественнее получить те или иные виды помощи, многие из которых взаимосвязаны. К примеру, сейчас в областной психиатрической больнице, расположенной в Апатитах, находится более двухсот пациентов, которые не нуждаются в стационарном лечении: они утратили социальные корни - их необходимо перевести в учреждения социальной защиты. Но это невозможно сделать из-за дефицита мест. Поэтому мы были вынуждены создать для этой категории людей отделение сестринского ухода. Объединение министерств позволит более динамично регулировать потоки таких пациентов. При этом работа медиков для подготовки их при направлении в дома престарелых и инвалидов должна стать более четкой.
С одной стороны, появится возможность улучшить медицинское обеспечение социальных учреждений, а с другой - их опыт будут перенимать медработники. Думаю, что логика объединения в этом во многом и состоит. Понятно, что на первоначальном этапе, возможно, возникнут некоторые трудности. Но кардинальных, революционных преобразований в структурах нынешних министерств не будет. Хотя исключение функций, которые сегодня в значительной степени дублируются, позволит провести определенное сокращение управленческих кадров.
Естественно, это должно происходить без ущерба для населения. Мало того, убежден, что профессионализм работников объединенного министерства обеспечит решение главной задачи - выполнение в полном объеме федеральных и региональных социальных обязательств перед жителями нашей области, несмотря на трудности, вызванные кризисом. И поскольку в нынешних непростых условиях доходы людей снижаются, очень важно, чтобы и медицинская, и социальная помощь были своевременными, целевыми и качественными.
- Нынешняя кризисная ситуация заставляет оптимизировать расходование бюджетных средств. Но ведь экономить можно на разных статьях. На чем собирается экономить медицина?
- Она всегда в той или иной мере испытывает дефицит средств. Организаторы здравоохранения любой страны всегда будут говорить о недостаточном финансировании отрасли. Причем, скорее всего, справедливо. Однако качества руководителя, эффективность его работы - в первую очередь я имею в виду руководителей лечебных учреждений - должны проявиться именно в кризисной ситуации. Сейчас важно очень тщательно анализировать ситуацию. Если необходимо от чего-то отказываться, то от расходов, которые не являются первоочередными: например, стройки, приобретение оборудования; это можно отложить на потом. Что, кстати, мы и сделали, пересмотрев перечень планируемых централизованных закупок оборудования для нейро- и сосудистой хирургии. Это аппаратура очень высокого уровня, рассчитанная на крайне ограниченный контингент больных с редкой патологией. Сроки ее приобретения сдвигаем не в ущерб подавляющему большинству пациентов.
- Насколько в силу нынешних обстоятельств пришлось сократить расходы областного бюджета на здравоохранение?
- Общая сумма уменьшения расходов на 2009 год уточняется, и бюджет корректируется в зависимости от текущей финансово-экономической ситуации в регионе. К тому же нужно иметь в виду, что эта статья расходов сокращена и за счет перевода ряда лечебных учреждений в систему обязательного медицинского страхования (то есть на их финансирование поступает соответствующая часть средств из территориального фонда ОМС. - О. Н.), а также пересмотра затрат на реализацию некоторых долгосрочных целевых программ. Кстати, расходы на региональные программы уменьшены как раз за счет переноса сроков приобретения некоторого оборудования и отказа от покупки квартир для медработников. Но многие из этих мероприятий мы планируем реализовать в 2010 году. И хочу еще раз подчеркнуть: сокращены расходы, которые не являются первоочередными. Основные параметры территориальной программы госгарантий, касающиеся бесплатной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом, стационарном звене, стоматологических поликлиниках, дневных стационарах, мы не меняли и менять не планируем. А вот дополнительные деньги из областного бюджета лечебные учреждения на ряд расходов получат. Прежде всего - на выполнение предписаний Госпожнадзора. Кроме того, авиакомпания подняла расценки на полеты по санитарным заданиям для оказания экстренной медицинской помощи - на это нам тоже добавят денег из областной казны. Растет количество пациентов, страдающих почечной недостаточностью, поэтому заложено дополнительное финансирование и на гемодиализ, хотя это и очень затратный вид медицинской помощи. В связи с переходом на новую систему оплаты труда предусмотрены дополнительные средства также на повышение зарплаты отдельным группам медперсонала - этим вопросом мы сейчас занимаемся.
Но оптимизация расходования средств областного бюджета - задача не только областных учреждений здравоохранения, но и муниципальных. Поэтому для всех - вне зависимости от уровня подчиненности - рецепт антикризисных мер одинаковый: должен быть сделан анализ расходов на зарплату, оптимизированы штатные расписания и затраты на госзакупки.
- А коснутся ли эти меры обеспечения лечебных учреждений лекарственными препаратами, расходными материалами?
- На них сокращать затраты в рамках территориальной программы госгарантий и нашей программы оказания высокотехнологичной помощи мы не планируем. Однако деньги, особенно при нынешнем росте цен, следует считать очень строго. Расходование средств на эти цели должно проходить на конкурсной основе - с учетом качества и цены.
- Раз речь идет об оптимизации работы лечебных учреждений в широком смысле, видимо, не обойтись без их реструктуризации?
- Современные технологии сегодня позволяют пролечить больного в стационаре в более короткие сроки, а при необходимости провести долечивание в поликлинике или направить в санаторий - такая возможность есть для многих групп пациентов, но ее не всегда используют руководители лечебных учреждений. Жизнь показала, что бывший комитет по здравоохранению, а сейчас министерство, шли правильным путем, осуществляя реструктуризацию стационарной помощи. Заболеваемость взрослых у нас не превышает среднероссийскую, а вот уровень госпитализации значительно выше. Кроме того, у нас очень разные количественные и качественные показатели работы лечебных учреждений.
Областная больница - лидер не только во внедрении высоких технологий, но и в снижении длительности лечения. В Мончегорской ЦГБ в отделениях хирургического профиля этот показатель также значительно ниже, чем в аналогичных муниципальных учреждениях. Исторически сложилось так, что в Мурманске и расположенных рядом Коле и Североморске размещаются пять мощных многопрофильных муниципальных больниц. А ведь на этой территории есть еще и клинический комплекс медико-хирургического центра имени Пирогова, госпитальная база ЛенВО и Северного флота. Лечебные подразделения Снежногорска, Полярного и Гаджиева также дублируют друг друга: к примеру, там при небольшом количестве родов действуют два роддома. Внедрение современных методик, более рациональное использование имеющейся материально-технической базы, специалистов позволят улучшить качество лечения, условия пребывания пациентов и кадровую ситуацию. Жизнь показывает, что при дефиците средств в условиях кризиса руководителям муниципальных образований надо поступаться местечковыми принципами. К примеру, Кандалакшская ЦРБ практически уже является межрайонным отделением - там лечатся жители Терского района, Ковдора, Полярных Зорь.
- Вы имеете в виду, что какие-то отделения или даже сами больницы будут закрыты?
- По логике это необходимо делать. Но не все зависит от точки зрения специалистов-аналитиков или министра - мы не можем нарушать закон о местном самоуправлении. Однако у нас мнение прежнее: будем настаивать на изменениях в структуре лечебной сети. Это касается прежде всего трех кустовых территорий: Апатиты - Кировск, Снежногорск - Полярный - Гаджиево, Мурманск - Североморск - Кола. Надо думать не о том, чтобы то или иное лечебное учреждение находилось ближе на несколько километров, а прежде всего о возможности организовать качественное лечение и обеспечить квалифицированными специалистами.
В решении этого вопроса в большой степени мы рассчитываем на правильное понимание ситуации главами муниципальных образований и руководителями лечебных учреждений. Уверены, что политическая воля нового руководства правительства области поможет кардинально решить эти вопросы. Тем более что при нашем дефиците кадров в амбулаторно-поликлиническом и стационарном звене никто из медицинских работников на улице не окажется - абсолютно все могут быть трудоустроены.
Ольга НУРЕЕВА