Эту и другие проблемы поднял в минувшую пятницу перед коллегами и губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Виталий Касаткин (на фото).
Банкиры объясняют свой отказ тем, что у рыбопромышленников есть незаходные суда, которые сложно будет изъять в случае банкротства добывающей компании или ее больших неплатежей по кредиту. Траулеры также могут быть арестованы за рубежом, в этом случае они тоже станут недосягаемыми для банкиров. И, наконец, рыбопромышленник, попавший в сложную экономическую ситуацию, может просто не заводить свои суда в Мурманский рыбный порт.
Виталий Касаткин объяснял, что участники рыбной отрасли в большинстве своем следуют букве закона. Кредитные средства составляют у них всего 5-10 процентов от оборота, в то время как у других предприятий промышленного сектора они доходят до 60 процентов.
Председатель правления СРпС затронул тему развития отечественного судостроения. В этой области Россия, которая, судя по всему, в ближайшее время все же вступит в ВТО, отстала от европейских стран навсегда, как горько шутят рыбопромышленники. Как только наша страна выйдет на мировой рынок на равных условиях, российская рыбопродукция будет не востребована, потому что сложно производить качественный товар на физически и морально устаревших судах.
«Я знаю, что многие добывающие компании имеют крупные бизнес-проекты, - говорил Виталий Касаткин. – Предлагаю, всем вместе выбрать в России военный судостроительный завод, который качественно строит корпуса, а потом найти верфь в Европе или Норвегии, где можно насытить корпус технологическим оборудованием. На 80-85 процентов мы будем кредитоваться в этих странах, потому что в зарубежных банках - более экономически выгодные условия. Кстати, Норвегия обещала выплатить 2 миллиарда NOK тому, кто предложит реальное решение загрузки своей береговой рыбопереработки». (Примерно такая же схема обновления рыбопромыслового флота использовалась мурманскими рыбаками и в сложные 90-е годы. Корпус строился в одной стране - той, где это можно сделать дешевле и качественнее, а технологическое насыщение осуществлялось в другой. При этом выплата по банковским кредитам и лизингу в меньшей степени осуществлялась деньгами. Рыбаки расплачивались рыбой, создавая загрузку береговым предприятиям страны-кредитора. – Ред.)
Также Виталий Касаткин предложил губернатору найти способ изъятия квоты мойвы у тех предприятий, кто не участвовал в путине или его участие было мизерным. В случае, если ученые ПИНРО не дадут разрешение на осенний промысел этой рыбы. Прозвучало и такое предложение: проводить встречи рыбопромышленников с губернатором 2 раза в год. В апреле, когда активный промысел только начинается, и в ноябре, когда уже можно подводить предварительные итоги года.
Дмитрий Дмитриенко согласился встречаться 2 раза в год, а если потребуется, то и чаще. Сообщил, что на 17-18 апреля у него намечена встреча с руководителем Сбербанка России, на которой глава региона будет ставить вопрос предоставления кредитов рыбакам под залог их судов, подкрепленный гарантиями областного правительства.