Неожиданный подарок вскоре получат мурманские рыбаки-прибрежники. Уже вроде и смирившиеся с тем, что квоты на вылов трески и пикши на текущий год им оставили без изменений. Но теперь, если Росрыболовством будет окончательно утверждено решение, принятое на состоявшемся в Москве ежегодном заседании Северного научно-промыслового совета, заполярные мастера прибрежного лова смогут дополнительно выловить примерно 800 тонн трески и 200 тонн пикши.
Это стало возможным благодаря перераспределению квот, выделяемых ежегодно третьим странам на Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. К таковым относятся, прежде всего, Гренландия, Фарерские острова, ну и некоторые другие, любящие порыбачить в богатых упомянутыми ценными видами рыбы водах Норвежского и Баренцева морей. С ними происходит обмен частями квот на другие объекты промысла. В последнее время запасы трески и пикши растут, чего не скажешь о квотируемых видах рыб, традиционно обитающих в основном в районах, контролируемых этими самыми третьими странами. Получился некоторый дисбаланс при обмене квотами, и приведший к образованию определенного «излишка» трески и пикши, который, в частности россияне, могут теперь перераспределить между своими пользователями квот.
Всего набралось 1480 тонн трески и 441 тонна пикши. Часть отойдет нашим соседям по Северному бассейну, но основной «кусок» - рыбодобывающим компаниям Мурманской области. На Совете было озвучено несколько вариантов перераспределения. Но в конечном итоге приняли предложение мурманской делегации. Его поддержали архангелогородцы и карелы. И таким образом без особых возражений прошло решение о наделении дополнительными квотами именно прибрежников. Учитывая в том числе и то, что на прошлогоднем заседании Совета, несмотря на его положительное решение об увеличении квот прибрежникам, в Росрыболовстве к рекомендациям не прислушались. Хотя мурманчане и мотивировали свое предложение, в частности тем, что доставка прибрежниками свежеохлажденной рыбы в родной порт носит социальный характер. А кроме того, дает загрузку береговым перерабатывающим предприятиям региона. Но теперь как бы то ни было, справедливость, пусть и в таком неожидаемом виде, восторжествовала.
Тут, кстати, не было бы счастья, да несчастье помогло. Тем мурманским рыбопромышленникам (называемым в отличие от прибрежников океанистами), что заняты в том числе и экспортом продукции, сейчас не до дополнительных квот. Сбыть бы то, что уже есть. Дело в том, что с начала нынешнего года Европейский Союз не допускает в свои порты ничью рыбопродукцию без сертификата, удостоверяющего легальность выловленной рыбы. Россия по не самой доброй привычке дотянула до последнего, надеясь на пресловутый «авось». Вот и дождались, что с начала года ЕС не принял еще ни килограмма нашей рыбы. Готовая к отправке продукция залеживается не только на мурманских холодильниках, но и хранится без движения на складах Норвегии, Голландии, Англии. Если ситуация не изменится в ближайшее время, всю ее придется везти на реализацию обратно на территорию Российской Федерации. Учитывая, что сейчас внутренний российский рынок и так заполнен рыбой, с дополнительной, скорее всего, возникнут проблемы со сбытом. По крайней мере, по срокам продаж. Потому, вероятно, и не было у океанистов на Совете особых возражений против передачи дополнительных квот именно прибрежникам.
На сегодня орган, уполномоченный выдавать российским рыбакам подобные сертификаты, определен. Это все то же Росрыболовство. И вроде как в его территориальном управлении по Северному бассейну - Баренцево-Беломорском - уже начат прием заявок от мурманских рыбопромышленников. Хотя пока нет информации, что объединенный комитет по рыболовству стран ЕС готов принимать наши образцы требуемых сертификатов. Нечетко прописаны отдельные пункты, так что пока идут дополнительные уточнения. Между тем рыба, как известно, товар скоропортящийся, и даже в замороженном виде она не может «прохлаждаться» на складах сколь угодно долго. Да и вряд ли привередливые европейцы станут раскупать залежалый товар. И в предложениях у них недостатка нет. Кроме того, нет уверенности, что даже после завершения всех юридических проволочек с сертификатами нашу рыбу в Европе удастся продать. Там, похоже, решили всерьез наказать нас за нашу медлительность. Недавно полученные из ЕС дополнительные разъяснения гласят: вся российская рыбопродукция, выловленная в 2010 году, до официального размещения на сайтах ЕС, РФ и конкретно Росрыболовства информации о начале сертификации к реализации на территории Евросоюза принята не будет вообще. Короче, доигрались. Да, сейчас наши чиновники ведут с европейскими коллегами переговорный процесс с целью отменить подобные препоны. Но уже ясно, что мы опять сами насоздавали себе кучу проблем, чтобы теперь в авральном режиме их решать…
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20100227695