30 ноября 2007 в 09:35, Мурманск
Ситуация, связанная с присоединением Мурманского морского рыбопромышленного колледжа (ММРК) имени И. И. Месяцева к государственному техническому университету (МГТУ), стала накаляться нынешней осенью. Теперь уже закипели митинговые страсти.
Цена вопроса
Как считает руководитель колледжа Юрий Константинов, сторонники такой реорганизации профессионального морского образования просто убирают конкурента. По его словам, объединять колледж и университет - это все равно, что скрещивать огурец и помидор. 70 процентов выпускников колледжа получают среднее образование по морским специальностям, наиболее востребованным на флотах. В МГТУ по тем же дисциплинам обучаются лишь 11 процентов от числа курсантов. При этом в областную службу занятости населения (по ее информации) в прошлом году обратились 24 процента выпускников МГТУ и менее 10 процентов из ММРК.
Руководство колледжа считает, что происходит силовое присоединение их к МГТУ. Университет, мол, не имея перспектив в развитии высшего морского образования, пытается решать проблему за чужой счет, чтобы воспользоваться уникальной тренажерной базой, производственными площадями и иными преимуществами. Основной задачей МГТУ и после объединения останется подготовка специалистов с высшим образованием, но не тех, в ком сейчас остро нуждается отрасль. Квалификация выпускников бакалавр-магистр для морских специалистов неприемлема принципиально. И, наконец, цена вопроса. Годовой бюджет колледжа составляет 38 млн рублей - при большем количестве выпуска требуемых специалистов, для подготовки морских специалистов в МГТУ требуется 250 млн рублей.
Процесс, как считают в колледже, идет кулуарно, без объективного обсуждения проблемы, за спинами сотрудников ММРК на основании односторонней инициативы ректора технического университета.
А недавно на некоторых сайтах электронных СМИ появилось письмо за подписью «Коллектив ММРК, родители, студенты». Авторы, обеспокоенные ситуацией, не называют имен из-за боязни «преследования со стороны нового руководства».
Есть реформы, стандартов нет
Собственно, с чего вообще возник вопрос об объединении?
Изменения в образовании начались в далекие уже времена первого российского президента. Закон «Об образовании» появился в 1992 году. В Конституции провозглашено, что государство устанавливает федеральные образовательные стандарты. Но их и сегодня не существует. С тех пор мы имеем гимназии и лицеи, много университетов (на базе институтов и других учреждений), неизвестность с ЕГЭ, разрушение и поспешное восстановление среднего профессионально-технического образования, стадию перехода на трехуровневую систему высшего (бакалавры, магистры) с вовлечением в Болонский процесс.
Что до конфликтного объединения, тут, как говорится, формально ноги растут из постановления российского правительства 2001 года, подписанного еще тогдашним его председателем Михаилом Касьяновым. Речь в документе идет о том, что на базе университета может создаваться «комплекс, объединяющий учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения».
Существуют - на уровне рекомендаций - и три типа таких комплексов с разной степенью самостоятельности. В одном из них предполагается предоставление полномочий юридического лица по доверенности, в двух других - сохраняется самостоятельность и права юридического лица. Понятно, что в первом случае могут предоставить, а могут и нет. Тут-то, очевидно, и кроется конфликт.
Пребывавшее в забвении несколько лет это постановление в мае нынешнего года решил реанимировать назначенный в то время главой Федерального агентства по рыболовству (ныне - Государственный комитет по рыболовству) Андрей Крайний. Он во время сентябрьского визита в нашу область подчеркивал, что комитет теперь наделен полномочиями не меньше министерских, и, стало быть, надо наводить порядок в отрасли. А оба наших учебных учреждения замыкаются на этот госкомитет. То есть и деньги получают из федерального бюджета.
Без пыли в глаза
В приемной ректора Мурманского государственного технического университета Александра Ершова на просьбу о встрече с ним ответили, что ректор не намерен комментировать ситуацию. Посоветовали обратиться в Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства - там, мол, знают, что делать.
Свою позицию озвучил его руководитель Валентин БАЛАШОВ:
- Вопрос об объединении двух мореходок новый глава Госкомрыбловства поставил сразу же после его назначения, еще в начале лета. Зная мое прошлое (поочередно окончил и среднюю мореходку, и высшую. - А. К.), спросил меня, как я отношусь к проблеме.
В нашей жизни все меняется в соответствии с изменениями внешней обстановки и внутренней, множества других факторов. После того, как 15 лет рыбное хозяйство разбрасывали, а теперь начали собирать, такого рода реорганизация абсолютно правильная. Это у рыбаков называется - подтянуть все 1 ваера.
Объединение должно дисциплинировать систему и в бюджетном отношении, и с точки зрения логики подготовки кадров в отрасли. Такие же процессы идут в Калининграде, на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и Архангельске. 1 ноября мы собирались с руководителями учебных учреждений во Владивостоке и тоже обсуждали этот вопрос. Насколько мне известно, обращался глава госкомитета и к руководству Мурманской области, губернатор поддержал это начинание.
Преподаватель - это основа образования. И никому в голову не приходило, что от реорганизации пострадает преподаватель. Как и на любом рынке, такого рода учебное заведение (университетский комплекс) выглядит мощнее, предпочтительнее. У того же преподавателя, в частности, колледжа, откроются новые возможности для повышения квалификации, участия в международных программах, стажировках, использования оборудования и т. д.
Вторая категория - студенты и родители. При советской системе, закончив среднюю мореходку, через три года плавания мы получали право учиться в «вышке» по ускоренной форме. Такая же схема в рамках действующего законодательства о высшем образовании предполагается и сейчас, чтобы сделать многоступенчатую и многоуровневую подготовку кадров. И выпускник колледжа даже будет иметь преимущества перед теми, кто не участвует в процессе обучения с самого начала. У нас ведь не хватает и управленческих кадров.
Третья категория - административный аппарат. Тут нечего лукавить и пускать пыль в глаза - численность его будет оптимизирована. У руководителя ММРК есть своя позиция, и он вправе ее высказывать и отстаивать перед вышестоящим руководителем.
В море любая профессия потенциально сопряжена с опасностью, это экстремально опасная работа. Морским специальностям надо учить. Среди них есть и рабочие профессии - вахтенные механики, мотористы, матросы, боцманы. И система профессионального образования субъекта федерации должна быть согласована с его потребностями.
Почему мы шли в высшую мореходку после средней и работы в море? Потому что хотели расти, а учеба в «вышке», по сути, была одним из условий востребованности в управленческих структурах крупных рыбацких объединений, таких как «Мурманрыбпром», «Севхолод», траловый флот и т. п. Думаю, и после объединения, если оно состоится, такая возможность у выпускников останется...
Возможны варианты
Вряд ли родителям курсантов сейчас стоит беспокоиться. В любом случае, уверяют в областном комитете образования, интересы детей, кто уже учится в ММРК, попраны не будут. Кроме того, в качестве возможного варианта объединения учебных заведений в университетский комплекс правительственный документ не исключает участия в нем двух существующих у нас университетов - педагогического и технического.
Еще один аспект. Проблема с комплектованием образовательного учреждения может возникнуть из-за сложной демографической ситуации. Прогнозный выпуск 11 -классников в 2010-м году составит 46 процентов от количества выпускников прошлого года. В этих условиях неизбежно возникнут вопросы эффективного" использования учебных площадей и возможностей новой структуры.
Рыбаки по-разному отреагировали на предстоящие перемены. Многие из тех, кто заканчивал в свое время среднюю мореходку, считают, что ее незачем объединять с «вышкой». Доводы - на нынешних судах нужны специалисты с таким образованием. Но много и тех, кто думает иначе. В нынешней ситуации надо приобщать курсантов к возможностям, которые может предоставить обучение в МГТУ.
Есть и другой вариант - сохранить морской колледж как самостоятельное учреждение среднего профессионального образования и в перспективе рассмотреть возможность передачи его в ведение Мурманской области. Но это уже другой вопрос.
Анатолий КАРЕЛИН.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter