Это главный финансовый документ, по которому предстоит жить всем нам. Нынче значение бюджетного законопроекта еще более повысилось, поскольку впервые он принимается не на один год, как прежде, а на три. Правда, 2011 и 2012 годы расписаны не так подробно, как 2010. Тем не менее обсуждение бюджетного законопроекта для депутатов еще и хороший повод проявить себя, выразить свою позицию, побороться за интересы своих избирателей. Ну а порой, чего уж греха таить, и на публику сработать в целях саморекламы - депутаты все же люди публичные, и об этом забывать не стоит.
В четверг после… Нет, не дождичка, а после обеда настало время вопросов депутатов заместителю губернатора Ольге Леженкиной. Она представила доклад о проекте трехлетнего бюджета непосредственно перед перерывом. Вопросов у депутатов было много и самых разных, вплоть до провокационных. Например, ЛДПРовец
Василий Пимин спросил, является ли проект бюджета планом банкротства области. На что Ольга Николаевна буднично ответила, что плана банкротства области у правительства нет. Многие проблемы, затронутые депутатами, относятся скорее ко второму чтению документа, когда будут рассматриваться детально все пункты. В первом же необходимо утвердить концепцию и основные параметры: доходы, расходы и дефицит.
Надо сказать, что предварительно проект бюджета проходил обсуждение в профильных комитетах думы. Каждый комитет рассматривал тот сегмент документа, который входит в сферу его кураторства. За одним исключением, комитеты рекомендовали проект к принятию в первом чтении. Этим исключением стал комитет по законодательству и государственному строительству. Его председатель коммунист
Павел Сажинов проинформировал, что решение по проекту бюджета на комитете не принято. То есть его не отклонили, а просто не хватило голосов за рекомендацию к принятию.
Во время выступлений в прениях оппозиция, разумеется, не могла не отличиться. Василий Калайда с легкостью необыкновенной каким-то образом насчитал к 2012 году ни много ни мало 54 миллиарда потерь в областном бюджете. Да еще для пущей убедительности приплюсовал «до кучи» госдолг 20 миллиардов и трехмиллиардный дефицит. Итого 77 миллиардов рубликов как одна копеечка, даже не трудитесь пересчитывать. От этой арифметики не только представители минфина, но и многие депутаты с трудом сдерживали улыбки.
Как всегда эмоционален, образен, но малоконкретен был справедливоросс
Владимир Ахрамейко. Из его пламенной речи запомнился лишь яркий риторический вопрос о том, «не процмокаем ли мы Мурманскую область». Почти по Салтыкову-Щедрину: «Такали мы, такали...»
Единоросс Тамара Мосеева воззвала к здравому смыслу коллег и предложила принять проект бюджета. Прекрасно понимая, что документ требует доработки, она напомнила, что для этого существует второе чтение. А оставлять область без бюджета нельзя. Она прекрасно помнит один год, когда из-за непринятия закона вовремя финансирование шло по 1/12 от старого бюджета. Тамара Павловна тогда работала директором школы и постоянно пребывала в тревоге, удастся ли хоть зарплату сотрудникам выплатить, не говоря о прочих нуждах.
Надежда Максимова (также фракция ЕР) отметила, что не следует превращать думскую трибуну в политический митинг. Она предложила закончить прения и приступить к голосованию непосредственно за проект бюджета.
Павел Сажинов упрекнул было коллегу, что, дескать, все время предлагает заканчивать споры, высказаться всем не дает, да уж поздно - за решение подвести черту проголосовало большинство.
Несмотря на то, что лидер думских коммунистов
Геннадий Степахно чуть ранее объявил о консолидированном решении фракции КПРФ голосовать «против», на результат это не повлияло. Бюджет в первом чтении дума приняла.
Кстати, многие депутаты, причем из всех фракций, ссылались в своих выступлениях на заключение по проекту бюджета, сделанное контрольно-счетной палатой. Причем пусть вскользь, мимоходом, но называя это заключение толковым и грамотным. Помнится, год назад при назначении Сергея Агаркова на пост председателя КСП звучало много скептических голосов, мол, неподходящая кандидатура, скорее ученый-теоретик, чем практик. Похоже, экзамен по итогам своей годичной работы в должности руководителя КСП Сергей Анатольевич выдержал успешно.
В седьмом часу вечера, когда из 22 вопросов повестки остались нерассмотренными почти два десятка, дума проголосовала за продолжение работы «до победного конца» - то есть, до исчерпания повестки. Благо, что многие проекты представляли собой корректировку областных законов в соответствии с изменившимся федеральным законодательством, а некоторым оставалось пройти только третье - окончательное - чтение.
Из других отметим не принятые на прошлом пленарном заседании изменения в закон об избирательных комиссиях. Тот проект предполагал лишить статуса юридического лица территориальные избирательные комиссии там, где избирателей проживает недостаточно, - несколько ЗАТО и Терский район. Тогда депутаты за Терскую ТИК вступились и документ «прокатили». Новый проект Терскую ТИК не затрагивает. Статус юрлица потеряют Снежногорская и Скалистинская ТИКи - в связи с вхождением этих ЗАТО во вновь образуемый Александровск. А в связи с малочисленностью избирателей - теризбиркомы еще трех «закрытых» городов: Островного, Заозерска и Видяева. Документ принят в первом чтении.
Также первое чтение успешно прошли изменения в закон об административных нарушениях. Этот законопроект внесен советом депутатов Мурманска в доработанном виде. Документ, в частности, устанавливает ответственность за самовольное строительство, нарушение порядка обращения с бытовыми и строительными отходами, стоянку разукомплектованных транспортных средств, а также за непринятие мер по удалению снежных и ледяных глыб, сосулек и других предметов, свисающих с кровли и конструктивных элементов зданий и создающих угрозу жизни и здоровью людей.