Грядёт локальная реформа квотной политики в отношении прибрежного рыболовства. Владимир Путин поручил Росрыболовству проработать вопрос отмены прибрежных квот и вернуть рыбной отрасли понятие «единое промысловое пространство».
И без того всё можно
Сейчас рыбаки получают два вида квот: на вылов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на вылов в территориальных водах в пределах 12 миль от берега (так называемая «прибрежка». - Прим. ред.). Это ставит предприятия прибрежного промысла в неравные условия с промышленными рыбаками. Правда, граница эта в некотором роде условна. Формулировка документов, регламентирующих прибрежный промысел, звучит, как и у океанистов: «В территориальных, континентальном шельфе и исключительной экономической (ИЭЗ) зоне РФ», а 12 миль - понятие, скорее, традиционное, и регламентируется оно больше законом о госгранице.
На данный момент действует приказ Росрыболовства, позволяющий прибрежным судам выходить за этот «забор» при наличии надлежаще оформленных бумаг в погрануправлении. За пределами таких разрешений пока остаётся, пожалуй, только промысел краба.
Немалая поддержка, оказанная в последние годы прибрежному промыслу, обусловлена его социальным значением для региона. Это местные налоговые поступления и занятость населения побережья, где работы, как говорится, «днём с огнём…»
- До недавнего времени квота трески и пикши для «прибрежки» составляла всего 1,5 тысячи тонн. Ныне она составляет более 20 тысяч, - пояснил корреспонденту «АиФ на Мурмане» руководитель Союза рыбопромышленников Севера Василий НИКИТИН. - Мы (океанисты) с этим особо не спорим из политических соображений. И надеемся, что с изменением формулировки не потеряется суть требований к предприятиям «прибрежки».
Специфика Мурманской области такова, что львиная доля нашего рыбопромыслового флота работает наполовину по международным соглашениям. Если переделать прибрежную квоту в промышленную, в среднесрочной перспективе можно ожидать, что предприятия прибрежного промысла поведут более активную работу в смежном участке и начнут продавать охлаждёнку уже не на внутренний, но на внешний рынок. То, что ловят за пределами ИЭЗ России, не обязательно везти на родной берег.
О налогах и не только
Главным плюсом новой схемы ряд экспертов называют переход права распределения долей квот в «прибрежке» с регионального на федеральный уровень. Но перемены в этой системе координат всегда были чреваты для одних и на руку - другим. То есть, грядёт перераспределение утверждённых до 2018 года квот, как среди регионов, так и среди пользователей. Коль скоро появилась возможность влезть в новую квотную авантюру, вряд ли московские чиновники откажутся от такого лакомого куска. Сам Путин подбросил им тему для размышлений. Остаётся только гадать, что теперь выдумают из одной фразы премьера в Росрыболовстве. Но об этом говорится лишь в кулуарах рыбопромышленного комплекса.
Комментарий:
Комментирует председатель Ассоциации прибрежных предприятий Анатолий ЕВЕНКО:
- Дальневосточные океанисты, глядя на нас, возжелали заходить в прибрежную зону так же, как наши прибрежники из неё выходят. А я считаю, что не следует всю Россию рядить в единый армяк. Мурманчане и так работают в едином промысловом пространстве начиная с 2005 года. Что касается наших прибрежников, то они на 100% «замкнуты» на регион. Бюджетная эффективность для области прибрежных предприятий складывается, прежде всего, за счёт того, что мы ловим дорогостоящие виды - треску и пикшу. Кроме того, наши рыбаки все здешние и все налоги платят здесь. При новом порядке и регион потеряет, и мы ничего нового не преобретём