Пожар в торговом центре «Аквилон» называют самым крупным за последние десять лет в Мурманске. Миллионные убытки, задержки с поставками и отпуском товара и, самое главное, серьезные ожоги у огнеборцев. Что послужило причиной трагедии, выясняется. Скорее всего, расследование будет длительным.
Сейчас по пепелищу в поисках того, что уцелело и может оказаться пригодным к использованию (стекол, зеркал, части фурнитуры), ходят сотрудники магазина. По их словам, промышляют на руинах и мародеры. Кстати, таких слетелось немало. Воруют все подряд - инструменты, прокопченные стулья и подушки, даже петли тщательно выискивают в золе. Но это происходит нынче.
А как развивались события в то утро, когда склад «Аквилона» изрыгал языки пламени и окутывал дымом всю «Кооперативку»? Чтобы получить ответ на вопрос, пришлось вернуться на место пожара в поисках очевидцев.
- Заполыхало около девяти часов. Жене еще крикнул, мол, смотри, горит. И быстро так, будто бензин подливают, - вспоминает житель соседнего дома Константин Силенин. - У меня окна как раз на «Аквилон» выходят. Дымище повалил такой, что дышать нечем. Побежал сразу форточки закрывать, весь потолок в копоти. Два дня потом запах выветривал.
Еще Константин Николаевич говорил, что якобы видел выбегающего из огня охранника с руками, обожженными настолько, что кости торчали. Но эту информацию никто не подтвердил. Видно, и правда, у страха глаза велики.
- В девять часов, когда машины подъехали, сразу вышел на улицу. «Налюбовались» и видом пожара, и шлейфом дыма до самой «ленинградки», - рассказывает очевидец Николай Дерябин. - Хорошо, что ветер не в нашу сторону дул. А то у нас дети маленькие. Хотя окна были закрыты, но воняло в квартире будь здоров! Всю воду перебросили на тушение огня. Страшно, конечно.
Страшно - не то слово. В одном из помещений «Аквилона» раздались взрывы, по округе быстро разнеслась весть, что на складе полно горючего, а напротив дома в ужасающей близости от горящего здания находятся резервуары со сжиженным газом (проще говоря, газовые колонки). Если бы пламя добралось до них, то последствия оказались бы еще серьезнее...
- Я сам отслужил двенадцать лет в ПЧ № 12. Некоторых людей знаю оттуда. Ребята молодцы, хорошо сработали, - продолжает Николай Николаевич. - Парней жалко, обгорели сильно. Когда их вынесли, меня аж затрясло. Форма горела. Один сознание потерял - то ли от боли, то ли дыма наглотался. И скорая подъехать не могла из-за протянутых рукавов. Пришлось мужиков на руках нести аж туда, за дом. У меня на памяти только один случай такой страшный, когда пятая баня горела.
Затянулась дымом и торговля в ближайших магазинах.
- До обеда работали, а где-то после двух часов основной персонал ушел, - говорит продавец Марина. - Да и за день только трое покупателей. Дыма у нас в помещении не было, а вот запах очень сильный.
Среди тех, кто разбирал завалы, удалось встретить и генерального директора торгового центра «Аквилон» Сергея Хлебушкина. От ответов на вопросы он не уходил, хотя и дал понять, что особого желания общаться с журналистами у него нет. Но на самый, пожалуй, главный вопрос для клиентов ответил: получат ли люди мебель, за которую уже заплатили деньги?
- Во время пожара у нас сгорели бухгалтерия и компьютеры, - поясняет Сергей Хлебушкин. - Сейчас собираем информацию о заказах, ориентировочно после 12 июня будем принимать звонки клиентов. Все свои обязательства постараемся выполнить.
Кроме этого, Сергей Владимирович опроверг слухи о якобы обгоревших сотрудниках магазина. Все они были своевременно эвакуированы.
- Мне предъявляют претензии, мол, раз имущество застраховано, то пожар мне только на руку, - продолжает Сергей Хлебушкин. - Все это ложь. Последние два года, пока велось строительство, мы экономили на всем. В том числе и на страховке. Да и банки не требовали страхования имущества, когда выдавали кредиты. Информация о разрешении на строительство, вернее, его отсутствии тоже не соответствует действительности. Все бумаги есть, никаких нарушений не было.
На вопрос, почему на складе находилось столько топлива, Сергей Владимирович пояснил, что того требовал строительный процесс.
Разумеется, без разговора с огнеборцами картина оказалась бы неполной. Я направился в пожарную часть № 12, чтобы пообщаться с теми, кто первыми оказался на линии огня. Удалось встретиться не только с этим караулом, но и с одним из бойцов звена разведчиков, фактически сразу попавших в пекло.
- Когда мы шли по задымленному коридору, на полу было что-то разлито, ноги скользили, - вспоминает пожарный ПЧ № 12 Олег Пшиславский. - Что именно, так и не поняли: передвигались в масках, поэтому запаха не чувствовали. Потом добрались до двери. Артем ее открыл, раздался взрыв. Огонь из проема вырвался. Мы побежали назад, по-скользнулись, упали. Извалялись в этой дряни, в результате потом одежда загорелась. Температура была такой, что каски плавились. Да и вообще, для наглядности можно на наши бойцовки посмотреть. Они вообще-то синего цвета. А теперь желтыми стали. Пашка тогда побежал не в тот проем. Его с другого выхода достали.
Несмотря на то что пожарные ехали тушить мебельный центр, а наткнулись, по сути, на склад горючего, они уверены - все сделали грамотно.
- У каждого материала есть своя линейная скорость распространения огня, - продолжает Олег Пшиславский. - Мебель горит, как правило, со скоростью два метра в минуту. А здесь за эту минуту пламя метров 26 преодолело.
- Подразделение действовало согласно боевому уставу. Жаль, конечно, что при поиске очага возгорания ребята попали в такую ситуацию, но на пожаре может все что угодно случиться, - говорит начальник части Юрий Паркконен. - Вначале дыма немного было. А потом, парни рассказывали, три метра проходишь, температура резко поднимается, перед глазами все начинает воспламеняться. Отходишь, тушишь, движешься дальше.
- Мне сравнить такое даже не с чем, - сказал Олег Пшиславский в конце разговора. - Седьмой год служу в этой части, но ничего подобного видеть не приходилось.
Коллеги пострадавших навещают своих товарищей в больнице. В реанимацию, конечно, не пускают, но к Артему в гости заходят. Говорят, держится. Пока все хорошо. Чего нельзя сказать о тех, кто до сих пор находится в тяжелом состоянии. У ребят сейчас период токсемии: распространяется некроз, сильная лихорадка. Врачи утверждают, что это типичное проявление для такой болезни. Тем не менее чтобы не рисковать здоровьем пожарных, во вторник утром решили отправить пакет документов для их перевода в институт имени Вишневского. Если питерские коллеги решат, что это целесообразно, то наших героических земляков самолетом доставят в Санкт-Петербург.
В начале недели распространились слухи, дескать, одному из парней предстоит ампутация ног. Медики такую информацию категорически опровергли. Состояние ребят стабильно тяжелое, но специалисты делают все возможное, чтобы они как можно скорее выздоровели и вернулись домой.
Остается добавить, что без такого компонента крови, как плазма, лечение невозможно. При некрозе больной теряет большое количество белка, который как раз содержится в плазме. Каждый северянин, соответствующий требованиям для донора, может помочь пожарным, обратившись на областную станцию переливания крови. Она находится в доме № 6 по улице Павлова в Мурманске. Предварительная запись ведется по телефону 25-02-61. Также медики ответят на все вопросы, касающиеся сдачи крови
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201106092299