Побоищу, устроенному в Мурманске членами националистической группировки, дал оценку суд

18 мая 2010 в 09:42, Мурманск
Они шли плечом к плечу и, вскидывая правые руки вверх, скандировали: «Зиг хайль!», «Адольф воскрес!». Некоторые еще добавляли по-английски лозунг западных ультра-правых: «Гуд найт, лефт сайд» - «Спокойной ночи, левое крыло». Выкрики вкупе с алкоголем - парни успели им изрядно подзарядиться - поддерживали общее возбуждение. Впрочем, эту уверенно двигавшуюся толпу особенно разогревать не требовалось, она и так была готова к бою.

На идущих были белые бейсболки и белые кроссовки с белыми шнурками - такие символы принадлежности «белой расе» пришли теперь на смену слишком узнаваемым тяжелым ботинкам и бритым головам неонацистов девяностых годов. В те времена националисты обладали столь приметным обликом и эпатажным поведением, что сразу попадали в поле зрения правоохранительных органов. Теперь же это обычные молодые ребята, которые научились почти не выделяться из толпы, узнавая друг друга по неброским отличительным знакам вроде цвета шнурков и кепки.
Докерсы идут!

На днях Первомайский районный суд Мурманска вынес обвинительный приговор четырем националистам, повинным в избиении членов молодежной антифашистской группировки «Антифа». Дело происходило 31 мая прошлого года в центре города, недалеко от гипермаркета «О’кей». Там, в одном из гаражей, проходил концерт панк-музыки, активисты «Антифа», всего человек тридцать, были и на сцене, и в зале. Концерт организовали в поддержку новосибирского художника-нонконформиста Артема Лоскутова. Человек это неординарный и, надо сказать, успевший поконфликтовать с законом: как раз в то время он находился в СИЗО, где провел месяц. Вот мурманские друзья и решили провести концерт, чтобы помочь деньгами на услуги адвоката.

Концерт едва успел начаться, как с улицы раздался крик: «Докерсы идут!». Оказалось, вышедшие на перекур слушатели заметили толпу, вооруженную пустыми бутылками и камнями. Все тут же бросились в гараж и заперлись изнутри.

«Докерсы» - прозвище членов неформальной группировки «Айрон докерс», действующей в Мурманске приблизительно с 2007 года. Сами участники говорят о ней как о простом объединении футбольных фанатов, поклонников местного клуба «Динамо - ГПС». Однако, по данным правоохранительных органов, пристально наблюдающих за группировкой, у нее яркий националистический окрас. По словам Тимофея Скородумова, начальника центра по противодействию экстремизму УВД по Мурманской области, сегодня это самая сплоченная и активная неофашистская группировка в области. По примерным подсчетам, в ней до 30 человек разного возраста, от подростков до тридцатилетних. Насчет названия члены группы говорили в суде, что оно обозначает «железные докеры», но подробней объяснить не могли. В беседах с сотрудниками милиции до процесса они были более разговорчивы и переводили свое наименование как «железные башмаки». Помните тяжелую поступь скинхедов? Их ботинки с железными накладками на носах были марки «Док Мертенс» - по имени мюнхенского доктора Клауса Мертенса. Отсюда их жаргонное наименование «докенсы» или «докерсы». Любопытно, что первая партия этих ботинок на толстой подошве была изготовлена предприимчивым доктором из остатков обмундирования офицеров Вермахта, а резина на подошвы взята со складов люфтваффе. Так что униформа неонацистов имеет знаменательные исторические корни.
Люди в красных подтяжках

Кто же стал мишенью «Айрон докерс»? «Антифа» - неформальное движение, близкое к анархистским кругам, распространено во всей России. Целью ставит противодействие неофашизму. По данным милиции, мурманская ячейка насчитывает несколько десятков человек. Они устраивают пикеты, концерты, раздают бездомным пищу и сотрудничают с экологическими движениями. Проблем с законом не имеют - в общем, вменяемые, мирные люди. А вот идеологические оппоненты воюют с ними по-настоящему, не менее десятка участников движения в разных городах России погибли от рук националистов за последние несколько лет.
Хотя в гараже собралось много народу, половину составляли девушки и подростки - мало кто мог постоять за себя. Решили закрыться и переждать. Тогда нападавшие принялись барабанить в запертые двери кулаками, орать, материться. Виталий Ковальчук залез на крышу гаража и предложил попросту поджечь его, разделавшись разом со всеми. Всего-то и делов - сгонять в магазин за жидкостью для розжига костра.

Один из видных «докерсов», 19-летний Роман Павловский отлично знал гараж и осажденных в нем - неоднократно подрабатывал здесь охранником на концертах, которые организовывал сочувствующий «Антифа» мурманчанин Даниил Сапрыкин. С ним-то Павловский и вступил в переговоры.

- Пусть отдадут нам людей в красных подтяжках - тогда все останетесь целы! - прокричал он в приоткрывшуюся дверь.
Красные спущенные с плеч подтяжки и красные шнурки на ботинках носят «Антифа» - это такой же опознавательный знак, как белые аксессуары «наци».
Газовая камера

Сапрыкин попытался утихомирить бывшего охранника, но тут же получил удар ногой в живот от подлетевшего Алексея Боброва, одного из лидеров «докерсов». Спустя мгновение в лицо согнувшегося от боли юноши Бобров пустил струю из баллончика с перцовым газом, который вызывает приступы удушья, - такие покупают для самообороны.
И тут кому-то в голову пришла отличная мысль: устроить там, внутри, душегубку! Струю газа в щель между дверьми пускали по очереди, каждый хотел поучаствовать в новой забаве. Потом сообща навалились, чтобы плотнее закрыть ворота, уменьшить доступ воздуха внутрь. А внутри был ад. Кто-то задыхался, у парня-астматика начался приступ, кого-то рвало, носом пошла кровь, девчонки плакали от ужаса, бились в двери, пытаясь открыть.

- Мы побывали в газовой камере, - сказала в суде одна из потерпевших.
Да, как ни отрицали подсудимые свое увлечение идеями нацизма, даже не беря в расчет собранные следствием доказательства, здесь поневоле вспомнишь об изуверских фантазиях фашистов...

Вырвавшихся на улицу уже поджидали. Задыхавшиеся, полуослепшие, беспомощные жертвы были в руках хозяев положения. «Давайте убивайте их!» - послышался клич.

Первым взялись за Максима Стрелкова. Под градом ударов юноша упал - его продолжили избивать. Наконец, опьяненный видом крови Бобров обеими ногами прыгнул ему на голову - и Стрелков отключился, потерял сознание.
В это время рядом били второго лидера «Антифа» - Алексея Расходчикова. Впоследствии на суде Павловский утверждал, что как раз он был инициатором конфликта. Мол, накануне обидел подругу Павловского, а потом отказался от «мужского разговора», спрятался за чужими спинами, вдобавок бытовую драку окрасил в цвета политического противостояния... Впрочем, эту версию опровергла сама девушка, сказав, что к Расходчикову не имела претензий.

Пока лидеров «Антифа» добивали Павловский, Бобров, Ковальчук и Федор Зенько, остальные с азартом преследовали разбегавшихся жертв. В ход пошли камни, обломки кирпичей, бутылки, припасенный кем-то из нападавших железный прут. Не жалели ни девчонок, ни малолеток. Несколько человек потом попали в больницы, другие отделались синяками и ушибами.
Примета времени: дело происходило на глазах прохожих, многие из которых, по словам участников событий, снимали «жесть» на мобильные телефоны. Еще бы - такое видео для домашней коллекции! Однако предоставить впоследствии сделанные видеозаписи органам следствия «операторам» оказалось недосуг. На суде фигурировала лишь одна, принадлежавшая жильцу ближайшего дома. Кстати, из одной из квартир и позвонили в дежурную часть. Звук милицейской сирены наконец прервал побоище.
Гитлер в компьютере

Самых активных участников избиения, Боброва, Зенько, Ковальчука и Павловского, изобличили быстро, они давно были на примете у оперативников. С остальными «бойцами» вышло туго. Кто-то прошел по делу свидетелем, кто-то вовсе остался в тени. Напуганные и ослепленные газом потерпевшие мало кого запомнили и смогли опознать, а на единственной найденной видеозаписи лица трудноразличимы.

Во время предварительного следствия четверка особо не запиралась, молодые люди признали и свое участие в побоище, и его идеологическую подоплеку.

На суде все четверо отказались от ранее данных показаний, сославшись на давление следователя. Суд, однако, не прислушался к этим заявлениям, ведь на всех протоколах допросов стоят подписи обвиняемых и их адвокатов, никаких жалоб от защитников на действия следователя не поступало.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Павловский на суде выступал ярче всех, речь адвоката на фоне его заявлений казалась блеклой. Тщательно изучив восемь томов дела, юноша собрал малейшие нестыковки в чужих показаниях и толковал их в свою пользу. В итоге получалось, что первыми напали на «докерсов», собиравшихся всего лишь послушать концерт, сами антифашисты во главе со Стрелковым и Расходчиковым. Им же принадлежал газовый баллончик, который Бобров «нашел на земле у ворот гаража». Скорее всего, они же кидали камни в девушек, попавших впоследствии в больницы с ушибами и сотрясением мозга, а весь процесс затеяли ради пиара... На вопрос судьи, отчего на следствии Роман подписал протокол с противоположными сведениями, последовал «наивный» ответ: «Следователь меня убедил, что все было так, как там написано».
В таком же духе подсудимые комментировали вещественные доказательства - обнаруженные на жестких дисках их компьютеров графические файлы с изображениями Гитлера, свастики, экстремистскими лозунгами типа «Убивай чурок и жидов».

- Это как религиозные брошюры, которые раздают на улицах, - они валяются у вас дома, но это не делает вас сектантами, - объяснил Павловский.
…Когда один крикнет: «Зиг!»

- Мы не нацистская организация, мы всего лишь болеем за «Динамо», - заявил на суде свидетель Вадим Колесников, по его признанию, лидер и создатель «Айрон докерс». На момент событий он был офицером Российской армии, сейчас - безработный. По его словам, лозунги «докерсов» связаны исключительно с футболом. Более того, Колесников утверждал: окажись он на месте событий, предотвратил бы драку, ведь он против насилия. Что до его деятельности как лидера, то она, мол, сводилась к организации выездов на матчи любимой команды и изготовлению баннеров с ее эмблемой или названием.

- Националистические экстремистские группировки часто прикрываются фанатским движением, - говорит начальник ЦПЭ Тимофей Скородумов. - Исторически фанаты зарубежных футбольных клубов действительно представляли собой националистов, теперь наши просто копируют их поведение. Кстати, сейчас многие известные клубы, например «Манчестер Юнайтед», пропагандируют лозунг «Нет расизму!», стараясь изжить эту болезнь. Что до наших, местных, болельщиков, то в области практически все неофициальные фанатские группировки заражены национализмом. А точнее, это националисты, прикрывшиеся имиджем фанатов.

В практике «Айрон докерс» действительно тесно переплелись фанатские и экстремистские лозунги. В ходе судебного следствия стороны долго выясняли, что означает клич «Зига-зага», единственный, использование которого «докерсы» не отрицали.
По мнению стороны защиты, это просто фанатская кричалка. Обвинение настаивало на том, что она неспроста созвучна нацистскому приветствию. Считается, что это бессмысленная строчка из песенки чернокожего музыканта 60-х Майка Гринвея, которую часто исполняли болельщики «Челси». Однако, как замечает один из блоггеров Интернета, «Зиг хайль» тоже означает «Да здравствует победа», но дополнительный смысловой оттенок давно затмил буквальное значение.

Судья счел, что и в нашем случае выкрики толпы «докерсов» нужно рассматривать в контексте, а вкупе с характерным жестом - выбрасыванием правой руки вверх они вызывают слишком очевидные ассоциации. Да и свидетели ясно слышали вопли «Адольф воскрес!».

В суде настойчиво звучал еще один аргумент стороны защиты, дескать, Федор Зенько - рэпер, а рэп - музыка черных, что несовместимо с национализмом. Известно, однако, что первые скинхеды, применившие насилие к «непохожим» чужакам, были чернокожими выходцами с Ямайки, жившими в рабочих кварталах Лондона. Вместе с белыми приятелями они избивали торговцев-пакистанцев, плохо владевших английским. Мол, понаехали тут...

В качестве последнего довода Павловский вспомнил своего деда, воевавшего с фашистами в Заполярье. Без комментариев.
Будут выбивать дурь?

На оглашение приговора они пришли уверенными в себе. Развалившись, устроились на скамье подсудимых, обмениваясь шуточками с друзьями-свидетелями: не хотите ли присесть рядом с нами? В коридоре перешучивались адвокаты, ожидавшие максимум условного осуждения. «Вот мы тут смеемся, а судья сейчас как выдаст реальный срок!» - ответом на эту реплику стал новый приступ смеха.
Шутка оказалась пророческой. Бобров, Ковальчук и Павловский получили по 2 года 10 месяцев колонии общего режима, Зенько, смягчающим обстоятельством для которого стало наличие малолетнего ребенка, - 2 года 6 месяцев. Суд признал их виновными по всем трем пунктам обвинения: в хулиганстве с применением предметов, используемых в качестве оружия группой лиц по предварительному сговору по мотивам идеологической вражды и национальной ненависти, а также побоях и нанесении легкого вреда здоровью.

Когда в зале суда появился конвой, готовый надеть наручники на осужденных, нервы сдали не только у них самих, но и у потерпевших. Для тех кончился кошмар длиной в год, со страхом, угрозами, давлением. Перед чтением приговора одна из девушек тихо проговорила: «Сейчас их отпустят, и они снова будут нас «мочить»...

Приговор не только установил вину и меру ответственности подсудимых, он еще и четко определил «Айрон докерс» как националистическую группировку, исповедующую расистскую идеологию. В связи с этим логично ожидать более детальной проверки ее деятельности со стороны правоохранительных органов, а возможно, и ее запрещения. Впрочем, производство такого рода может быть возбуждено лишь по истечении сроков кассации.

Однако уже теперь милиция гарантирует пристальное внимание ко всем членам группы. Особенно на предмет попыток отомстить участникам процесса. До чего могут дойти националисты, известно - всего месяц прошел с тех пор, как Россию потрясла расправа над судьей Мосгорсуда Эдуардом Чувашовым, выносившим обвинительные приговоры членам националистических группировок.
У наших «воинов» замашки вроде бы не столь серьезны. Во всяком случае, пока. По оперативным данным, численность всех националистических групп на территории области не превышает полутора сотен участников, из них активных - человек 70 (вдвое меньше, чем три-четыре года назад). Действует ячейка одной неформальной группировки российского масштаба, которая официально признана экстремистской. Крупнейшее объединение - «Айрон докерс» - обезглавлено: четверо из пяти самых авторитетных членов отправятся в колонию (если, конечно, приговор останется в силе). Особенность нашего региона в том, что, в отличие от столичных, местные националисты не сращены плотно с преступными сообществами, которые обычно используют подобные молодежные группы как машину для выбивания денег у предпринимателей. Впрочем, это не дает повода расслабляться.
Мурманская история активно обсуждалась в Интернете. На форумах до сих пор можно найти реплики, которые демонстрируют градус противостояния.

Кто-то советует в подобных ситуациях обращаться к следователям, кто-то - идти иным путем: «Сами ищите обидчиков и действуйте с ними вдвое жестче!», «Готовьте ответные действия!». Рецепты, думаю, далеко не лучшие. Принцип «око за око» тоже может запросто привести на скамью подсудимых.

Но от голосов с другой стороны вообще становится тошно: «Девчонок били за предательство - они шавки и детей не поймешь от кого нарожают!», «Так вам и надо, ублюдки!», «Будем и дальше выбивать из вас дурь!»
…Позволим?

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201005151826
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter