Без малого два года назад председатель комитета по здравоохранению Мурманской области Игорь Ковалев был отправлен в отставку. Прокуратура области сыпала тогда обвинениями в адрес чиновника. Одной из главных претензий было то, что значительную часть контрактов на поставки товаров медицинского назначения для государственных нужд Мурманской области выигрывала принадлежавшая Ковалеву компания «Нордмедсервис». За прошедшее время страсти улеглись. Уголовное преследование Игоря Ковалева по-тихому прекратили. Конкурсы по поставкам медицинских товаров для региона продолжает выигрывать «Нордмедсервис». Что же было причиной такого возбуждения правоохранительных органов? И чем вся эта история закончилась? В этом решил разобраться журналист НВК.
Быстрые проводы
В июне 2008 года Игорь Ковалев был освобожден от исполнения обязанностей председателя комитета по здравоохранению и уволен с государственной гражданской службы Мурманской области. Тогдашний губернатор
Юрий Евдокимов, прощаясь с главным медиком региона, под телекамеры отметил, что тот не только поработал хорошо, но и «наработал изрядно».
Намек губернатора стал понятен широким массам уже скоро. Вдогонку уволенному чиновнику областная прокуратура выпустила пресс-релиз.
Прокуратура сообщала: «установлено, что председателю комитета по здравоохранению области Ковалеву И. В. принадлежит 100% уставного капитала ООО «Норд-медсервис». Кроме того, учредителями ООО «Мед-Профи», ООО «Инфотелемед», ООО «Нордоптиксервис», ООО «Северная медицинская компания», ООО «Павлов-Мед», сферой деятельности которых является поставка товаров медицинского назначения, оказание медицинских услуг, выступают его ближайшие родственники. Общество «Нордмедсервис» активно участвовало и побеждало в конкурсах на право заключения государственных контрактов, проводимых комитетом по здравоохранению».
Далее надзорный орган заявлял, что выявил нарушения законодательства при заключении государственных контрактов на поставки товаров медицинского назначения для нужд Мурманской области. «В частности, комитетом по здравоохранению устанавливались не пре-дусмотренные законом требования к содержанию конкурсных заявок участников конкурсов на право заключения государственных контрактов, к участию в конкурсах хозяйствующих субъектов допускались организации, в том числе ООО «Нордмедсервис», чья конкурсная документация не отвечала предъявленным требованиям, нарушалась процедура вскрытия конвертов с заявками участников».
В результате проверки деятельности Игоря Ковалева прокуратура «усмотрела признаки конфликта интересов, при котором личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей».
Материалы прокуратуры были направлены в следственные органы «для проведения процессуальной проверки и решения вопроса об уголовном преследовании».
С тех пор в мурманской прессе имя Игоря Ковалева не фигурировало.
…на том же месте,
в тот же час
На днях в Мурманской областной Думе состоялось заседание комитета по социальной политике и охране здоровья. Помимо прочего там озвучили аналитическую записку за подписью министра здравоохранения региона Аркадия Рубина об обеспечении Мурманской области лекарственными средствами.
Документ, подготовленный региональным минздравом, оканчивается абзацем: «по результатам открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуги в 2009 году по отпуску лекарственных препаратов в рамках реализации постановления правительства РФ № 682 министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области определило организацию-получателя - ООО «Нордмедсервис». Среднемесячный отпуск лекарственных препаратов в 2009 году составил 14 млн. 259 тыс. рублей».
Получается, что тот самый «Норд-медсервис», стоивший Игорю Ковалеву должности, продолжает на законных основаниях выигрывать государственные контракты по поставке товаров медицинского назначения.
«Новый Весть-Курьер» выяснил, чем же закончилась атака областной прокуратуры на бывшего чиновника.
Мимо цели
После отставки Игоря Ковалева было возбуждено уголовное дело по статье 285 прим. УК (нецелевое расходование бюджетных средств).
Дело расследовалось около года и в итоге было закрыто «за отсутствием состава преступления».
Как удалось выяснить НВК, проверяли и облздрав, и «Нордмедсервис», и Ковалева, что называется, по полной программе. Что же нашли следователи?
Да, данная компания активно участвовала в конкурсах и многие из них выигрывала. Но «Нордмедсервис» был при этом далеко не единственным участником и вы-игрывал далеко не всегда. Утверждать, что компания Ковалева брала только самые денежные контракты, тоже нельзя.
В общем, следователи пришли к выводу, что ООО «Нордмедсервис» пусть и является одним из крупных и значимых игроков на рынке, но это далеко не та компания, которая все и всех под себя подмяла. Добросовестный поставщик, предлагающий адекватные цены и исполняющий взятые обязательства.
Что касается злоупотреблений в процедуре конкурсов, то и в этой части факты официального подтверждения не нашли. Ни один из допрошенных участников конкурсных комиссий не заявил о давлении со стороны Ковалева. Ни одна из конкурирующих с «Нордмедсервисом» компаний не заявила претензий и жалоб. Не было выявлено и фактов нецелевого использования бюджетных средств комитетом по здравоохранению. Дело закрыли.
Конфликт интересов
Единственное, в чем можно было обвинить Игоря Ковалева в истории с государственными контрактами «Нордмедсервиса», это в гипотетическом «сливе» инсайдерской информации менеджменту «семейных» компаний. Конечно же, он как глава профильного комитета знал о том, когда и какие конкурсы по закупкам планировались, а значит, теоретически мог передать такие сведения собственной фирме. И та, соответственно, имела возможность максимально подготовиться к конкурсу, а значит, получала конкурентное преимущество. Такие вещи объективно не доказуемы. Поэтому в свое время был придуман специальный термин - конфликт интересов, когда «личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей».
Рецепт от этой напасти один - не назначать на государственные должности чиновников, имеющих бизнес-интересы в соответствующей сфере. Впрочем,
Юрий Евдокимов банальным истинам внимать не любил и всегда шел собственным путем, в том числе в кадровых вопросах. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить лишь последние его назначения. Так, Виталий Меженин и Александр Макаров, видные представители строительной сферы, курировали в правительстве области именно этот блок. То есть пресловутый «конфликт интересов» программировался изначально и мог служить основой лояльности чиновника губернатору.
Какая же кошка пробежала между главой региона Евдокимовым и руководителем областного комитета здравоохранения, что Ковалева начали «прессовать» за его бизнес, а другим чиновникам подобные грехи сходили с рук? Ведь аптечная компания «Нордмедсервис» работала в регионе с конца девяностых годов, а претензии к Ковалеву возникли только в 2008-м. Что же стало причиной? Как нам представляется, политика.
Предвыборная карта
Как известно, на выборах мэра Мурманска в уже далеком 2004 году глава областного комитета по здравоохранению Игорь Ковалев поддержал своего давнего приятеля Михаила Савченко. Сделал он это вопреки воле губернатора Евдокимова, который всячески продвигал на пост мэра Игоря Сабурова. Но даже после победы Савченко никаких оргвыводов в отношении Ковалева не последовало. Он продолжил руководить комитетом, не скрывал своей дружбы с мэром и близости с «городскими». Аптечный бизнес никому не мешал. Так прошло почти четыре года. А в 2008-м началась подготовка к очередным выборам мэра Мурманска.
Вряд ли кому-то из читателей НВК надо объяснять, какими административными возможностями «по медицинской линии» обладает председатель комитета по здравоохранению в период выборов. Очевидно, что Ковалев поддержал бы Савченко и в марте 2009 года. Этот расклад и не устроил ни губернатора, ни его выборного протеже Субботина. Последний на тот момент и отвечал за взаимодействие областного правительства с силовыми структурами. На тот момент Ковалев уже был обладателем бизнеса регионального уровня - сеть ООО «Нордмедсервис» насчитывала в 2008 году более трех десятков аптек по всей области. Так появилось уголовное дело, а Ковалев был отстранен от должности.
Сложно отрицать, что бывшее руководство региона использовало для достижения политических целей правоохранительные органы. Достаточно вспомнить «дело Прибытковой», о котором НВК не единожды рассказывал. Бывший начальник управления финансов Мурманска Елена Прибыткова в интервью нашей газете рассказывала, как ее заставляли дать показания против мэра Мурманска Михаила Савченко. Женщину бросили в СИЗО, угрожали, что она никогда больше не увидит своих детей.
В истории с Ковалевым роль правоохранительных органов тоже вызывает вопросы. Прокуратура выдвигает обвинения. Чиновника снимают с должности. Документы передают в следственные органы. Дело мурыжат год и в итоге прекращают, не найдя доказательств уголовно наказуемых деяний. Показательно, что дело прекращают после отставки Юрия Евдокимова. А фирма «Нордмедсервис» как работала, так и работает.
Интересен и еще один момент. После закрытия уголовного дела Игорь Ковалев никак и нигде пуб-лично не выступал. Несмотря на то что обвинения, выдвинутые против него и стоившие ему должности, оказались голословными.
Впрочем, это как раз понятно. Сайт госзаказа Мурманской области по запросу «Нордмедсервис» выдает по 2010 году 369 «контрактов и договоров, заключенных указанным поставщиком с заказчиками Мурманской области».