Ему предстоит продолжить проводимые уже несколько лет работы отечественных ученых и исследователей, чтобы уточнить российские границы арктического континентального шельфа. Это недавнее сообщение вызвало пристальный интерес не только в нашей стране. И это лишь один из многих фактов, свидетельствующих, что интерес России к этому району планеты возрос и выделяются все большие государственные ресурсы на его освоение.
Об одном из таких ресурсов, без которого надежная и устойчивая транспортная деятельность на ледовых трассах просто невозможна, и пойдет сегодня речь. Насколько готов к начавшемуся всплеску активности в Арктике российский атомный ледокольный флот? Об этом мы беседует с заместителем генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андреем Смирновым.
- Изменились ли задачи атомного ледокольного флота на этапе, скажем так, ренессанса в освоении Арктики?
- Задачи перед нами стоят прежние - надежно обеспечить ледокольную проводку судов, следующих арктическими маршрутами. Другое дело, что появились новые работы для флота различного назначения, да и объемы прежних начинают расти. Нынешняя летняя навигация служит наглядным подтверждением сказанному.
Начавшийся рейс НЭС «Академик Федоров» просто невозможен без ледокольного сопровождения, которое обеспечит атомоход «Ямал». Представьте себе, атомному ледоколу и следующему за ним по каналу научному судну предстоит пройти курсами, которые наметили ученые, 12 тысяч километров! И это в районе подводного хребта Ломоносова, где ледовая обстановка всегда была непростой.
Или возьмем другую задачу. В августе предстоит провести транзитом через всю трассу Северного морского пути следующий из Мурманска в Юго-Восточную Азию крупнотоннажный танкер «Совкомфлота» грузоподъемностью сто тысяч тонн! Такие большие суда по нашей морской арктической трассе еще никогда не ходили. Ширина танкера 44 метра - он в полтора раза шире атомохода. Поэтому в проводке судна будут участвовать два атомных ледокола - скорее всего, «Россия» и «Таймыр». Не исключено, что к проводке подключится и самый большой наш атомоход «50 лет Победы», когда завершит запланированные туристические круизы на Северный полюс. Видите, как все напряженно складывается. Скоро, пожалуй, пяти действующих атомоходов уже будет не хватать в Арктике. И это в летний период, когда большинство трасс обычно освобождается ото льда. Но мы готовы ввести и шестой - «Советский Союз», который пока находится в отстое.
- А что можно сказать о традиционных сезонных грузоперевозках?
- Этим летом возрастают объемы нефтеперевозок с запада на Чукотку. Семью танкерами будет доставлено 80 тысяч тонн. Да еще танкер «Котлас» в рамках северного завоза будет снабжать нефтепродуктами отдаленные поселения. Три балкера повезут уголь в Хатангу. Чтобы обеспечить передвижение этих судов в ледовых условиях, уже вышли в море атомные ледоколы «Россия», «Таймыр» и «Вайгач».
Я хотел бы особо подчеркнуть еще одну, весьма важную примету оживления транспортной активности в Арктике. И в этом сезоне там продолжатся работы подразделений Гидрографического предприятия Росморречфлота. Нашим гидрографам предстоит провести промеры в более глубоководной части трассы Северного морского пути - к северу от Новосибирских островов. Именно здесь глубины позволяют ходить крупнотоннажным судам. Такой толчок в исследованиях, которые долгое время в Арктике не проводились, как раз и дали планы транзитного рейса крупнотоннажного танкера «Совкомфлота». Если гидрографы возвращаются в Арктику - это уже серьезная заявка на рост грузоперевозок в перспективе.
- Андрей Алексеевич, с прошлого года на Севморпути стали появляться заграничные грузоперевозчики. Каковы их планы?
- Вы имеете в виду немецкую компанию «Белуга шиппинг», которая доставила оборудование в Обскую губу для местной ГРЭС? Нынче она планирует опять доставлять грузы в этот же район в сопровождении атомных ледоколов. Но не с востока, как в прошлом году, а из Европы. Есть и новый, необычный иностранный проект. Норвежский железорудный концентрат (ЖРК) из Киркенеса в Юго-Восточную Азию традиционно перевозили южным маршрутом через Суэцкий канал. Сейчас норвежцы ведут переговоры о том, чтобы зафрахтовать датский балкер ледового класса, который в сопровождении атомного ледокола по Севморпути доставит в Китай 40 тысяч тонн концентрата. Это серьезная заявка на будущее, ведь годовое производство ЖРК в Киркенесе составляет около полумиллиона тонн. Солидный грузопоток, обеспечение которого в сложных ледовых условиях и на западе, и на востоке Севморпути потребует не одного атомного ледокола.
- Может, все-таки глобальное потепление так сказалось на росте интереса грузоперевозчиков к нашей национальной арктической морской трассе?
- Потепление оказалось не таким глобальным. С 2008 года в Арктике наблюдается обратный процесс-похолодание и рост ледового покрова. Но это не останавливает интенсификацию мировых грузоперевозок, которая коснулась и арктического региона. И как видим, при активном ледокольном обеспечении со стороны атомного флота задача успешно решается. Поэтому мы вправе строить вполне оптимистические прогнозы и планы. Сейчас Центр стратегических разработок при правительстве Российской Федерации завершает работу над концепцией развития атомного ледокольного флота на период до 2030 года. Она будет рассмотрена и принята на заседании Морской коллегии России, которое состоится в сентябре в Мурманске. Мы связываем с этим документом очень большие надежды.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201007282764