Мурманской долгожительнице исполняется 99 лет

21 января 2011 в 10:51, Мурманск
- Хотелось бы, чтобы о нашей маме, Анне Гавриловне Голенковой, узнали земляки. На днях ей исполняется 99 лет. Знаете, какая она у нас хорошая! - голос в трубке слегка дрожал, слышно было, что звонивший из Ревды мужчина очень волновался. А вдруг журналистам будет недосуг приехать к долгожительнице, чтобы повстречаться и рассказать о ней?


Мы, конечно же, не могли не поехать и застали именинницу в кругу ее детей - Виктора, Валентины и Геннадия. Сыновья приехали из Ревды и Питера поздравить любимую маму, которую после смерти отца дочь перевезла к себе в Мурманск.

- Когда мы приезжали, мама всегда встречала нас пирогами и блинами, - наперебой говорят мужчины. - Не успеешь в дом войти, а перед тобой уже вот такая большая стопка румяных блинов. Вкусно, не передать!

- Правда, сейчас, после операции, она уже у плиты стоять не может. Но с помощью ходунков по квартире ходит. Очень недовольна, когда ей пытаются в чем-то помочь, любит все делать сама, - добавляет Валентина Павловна.

Именинница слушала своих детей молча, только улыбалась, иногда смеялась над удачной шуткой старшего сына. По всему было видно, что она и сама большая насмешница и шутница. Недаром в народе говорят: голова седая, да душа молодая.

- А как мама петь любила вместе с сестрами, особенно старинные песни. Мы таких теперь и не знаем, - вспоминают седовласые дети, которые сами уже не первый год на пенсии. - Бабушка она у нас богатая: восемь внуков, девять правнуков и два праправнука.

- Где же такой большой стол найти, чтобы всей семьей за ним разместиться?

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


- В тесноте, да в не обиде, - справедливо рассуждают Голенковы и пускаются в воспоминания.

Анна Гавриловна приехала в Мурманск с молодым мужем и первенцем-грудничком в 1931 году вслед за отцом, который, не дожидаясь раскулачивания (семья как-никак держала две коровы), рванул на Север, так сказать, в добровольную ссылку, купил здесь лошадь и стал работать со своим «личным транспортом» в Мургужтрансе. Контора находилась на углу улиц Карла Маркса и Микояна (ныне Полярные Зори), а неподалеку, на Связи, 12, построили переселенцы небольшой домик, в котором и жили одной большой и дружной семьей - дед с бабкой, молодые Голенковы и вся их многочисленная родня, перекочевавшая из Самарской области. Рядом с домом трудолюбивые люди разбили, считай на голых сопках, огород, посадили картошку и завели двух коз. Это домашнее хозяйство помогло им войну пережить. А чтобы от бомбежек прятаться, соорудили в расщелине укрытие, оно и спасало ребятишек. Когда Анна Гавриловна шла на работу - трудилась она уборщицей в радиоузле, - то детей обычно брала с собой - не так было за них страшно. Мальчишки-сорванцы не очень-то слушались, шалили, умудрялись собирать невзорвавшиеся фугаски и обменивать их у иностранных моряков на шоколад.

Когда отца на фронт взяли, а воевал Павел Иванович и в советско-финляндскую, и в Отечественную защищал Заполярье, мать решила не ехать в эвакуацию: дома и стены помогают. Но однажды вернулась с работы, видит: нет соседских домов, а их - стоит. Дверь распахнула - внутри все закопченное, и одну стену взрывной волной снесло. Подремонтировали, как смогли, и жили. «Ничего страшного, - сказала тогда Анна Гавриловна. - Главное, чтобы все были живы и батька с войны вернулся». Вернулся, и в 50-е поехал работать на Ловозерский ГОК, обосновался и семью перевез. Так и работал до последнего дня. Старший сын Александр был шофером, пока не ушел на заслуженный отдых и не переехал из Мурманска в Волгоград. Средний сын Виктор, как и отец, до пенсии трудился на Ловозерском комбинате. Дочь Валентина тоже там же была бухгалтером, а затем работала в одной из мурманских строительных организаций. Младший Геннадий после окончания техникума остался в Ленинграде.

Такая вот работящая семья Голенковых, очень дружная и гостеприимная, где любят смех и шутку и где всегда рады хорошим людям. А погоду в доме всегда делала Анна Гавриловна, неназидательно и мягко умела она создать спокойную обстановку, поддержать разговор, по-доброму улыбнуться, досыта накормить. Только одного не умела - отдыхать.

- Ей уж под девяносто было, приедет, бывало, к нам в гости, вдруг кто-то спохватится: соли в доме нет. «Сидите, - говорит, - я сейчас сбегаю». Такая вот она у нас хлопотунья! - с улыбкой рассказывает Виктор Павлович.

Анна Гавриловна молча слушает наш разговор, то улыбнется, то одобрительно кивнет. И по всему видно, что хорошо ей так сидеть, в окружении любящих детей, которые собрались, чтобы поздравить мать с почтенной датой - 99-летием.


http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20110121178
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter