Театр абсурда на кладбище или почему власти не могут обеспечить выполнение закона. На самом скорбном месте в Мурмашах кипят нешуточные страсти. А всё из за схемы по которой чтоб гарантированно быть похороненным рядом с ближайшим родственником или супругом, это гарантировано федеральным законом, мурманчане должны заранее оплатить свои собственные похороны. Почему? - выясняли Родион Северьянов, Константин Кабанец и Борис Савельев.
Восемь красных гвоздик и долгий путь до 46-го сектора городского кладбища. Пенсионеру Николаю Ивановичу последнее время здесь бывать приходится часто. Навещать Николаю Ивановичу приходится могилы не только родственников, но и свою собственную.
Креста на ней нет, а только столбик и табличка с цифрами, ккоторые пенсионер вычил наизусть.
- 447 номер от 8 июля 2009 года. Это номер договора, лежащего у меня в кейсе, - говорит пенсионер. - Там написано «выкопать могилу, изготовить гроб, доставить тело и захоронить». А в скобках приписано - «жив». То есть, меня живого уже похоронили и взяли за это деньги.
Так же в договоре указана и цена на тумбу, услуги грузчика, разрузку гроба и даже доплата за рытье могилы в стесненных условиях — итого 14 тысяч 805 рублей. Фамилия заказчика и покойника совпадают, с единственной разницей — в графе усопший после фамилии Николая Ивановича в скобах значится «жив». После похорон жены Николай Иванович решил, что его могила должна находиться рядом с Раисой Петровной, вроде бы и по закону так положено, но звонок из Бюро ритуальных услуг доказал, что закон не всегда прав.
- Там четко сказано, что при похоронах одного из супругов, второе место предоставляется бесплатно, а мне говорят: «В течение месяца вы должны оплатить свое погребение», - сетует Николай Иванович.
Пенсионеру пояснили, что бесплатное место ему, конечно же, предоставят. Может быть даже на соседнем секторе, но чтобы лежать рядом с женой, придется заключить контракт.
Николай Иванович заплатил. Ведь рядом с могилой его жены полным-полно точно таких же столбиков с номерами договоров. После похорон родственники, убитые горем, долго не раздумывают — и выкладывают деньги. Впрочем есть и такие, кто отказывается загодя оплачивать собственные похороны.
- Когда после потери близкого человека слышишь, что ты должен подписать договор о собственном погребении... Это, мягко говоря, неэтично! - говорит Эмма Толмачева
Эмма Михайловна заключать договор отказалась — попросту не разрешили дети. После потери отца, матери о смерти даже думать запрещают — не то, что подписывать договор о рытье могилы в стесненных условиях. Причем еще недавно таких проблем не было.
- Пять лет назад у нас умер свекор, мы обратились в ритуальное – никаких проблем. Мы предоставили свидетельство о браке и предоставили паспорт супруги, и нам предоставили место – никаких проблем, никаких денег мы не платили, никакого договора мы не подписывали, - говорит Эмма Михайловна.
Столбика не поставили и место рядом с могилой мужа вскоре оказалось занято, кто то зарезервировал большой участок кладбищенской земли, причем без всяких номеров договоров — видать, кому то явно подфартило.
Но дело не в везении. Федеральный закон о погребении и похоронном деле гарантирует эту услугу каждому гражданину бесплатно. Вот цитата: «Размер предоставляемого участка земли устанавливается таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника».
Николай Иванович попытался выяснить у сотрудников Бюро спецобслуживания, почему же за эту гарантию ему все же пришлось платить. Или буква закона на кладбище не распространяется?
В Бюро ритуальных услуг заявили, что учреждение занимается только захоронением и обслуживанием кладбища. Все законодательные вопросы — к городской администрации. В комитете по развитию городского хозяйства уверены — федеральный закон, а тем более права человека не нарушались. Дело в том, что бесплатное место на кладбище рядом с могилой родственника выделяют в соответствии с волеизъявлением. А простые слова, по мнению чиновников, юридической силы не имеют. Места на кладбище не хватает, так что даже простого письменного заявления будет недостаточно. Человек может изменить свое решение, даже не поставив в известность администрацию кладбища и место будет пустовать.
- Когда оплачивается ритуальная услуга, то человек, если он передумал, естественно придет и расторгнет этот договор, чтобы вернуть оплаченную сумму. Это гарантирует, что человек известит об изменении своего волеизъявления, - говорит
Валентина Доцник, председатель комитета по развития городского хозяйства.
Видимо, это особенно актуально для пенсионера Ниолая Ивановича. Кстати, договор можно было оформить и на минимальную сумму — всего 5 тыс 600 рублей, но почему старику пришлось заплатить почти 15 — он и сам понять не может. И, раз уж свое волеизъявление теперь необходимо подкреплять финансово, Николаю Ивановичу, также, как и многим мурманчанам придется ухаживать не только за могилами своих родственников, но и за собственными столбиками