Удачную бизнес-модель, безусловно достойную Нобелевской премии по экономике, придумали в ФГУП «Нацрыбресурс». Это федеральное предприятие, получившее в феврале 2018 года гидротехнические сооружения Мурманского морского рыбного порта (далее - ГТС), теперь пытается навязать судовладельцам услуги по предоставлению причалов. Разумеется, не бесплатно.
Пикантность ситуации в том, что «Нацрыбресурс» уже берет за эти же причалы деньги с ММРП, который оказывает услуги по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов, включая предоставление стояночного места и швартовку.
Получается, что ФГУП старается продать один и тот же товар дважды! Но в «Нацрыбресурсе» забывают, что рыбакам не нужна самостоятельная услуга стоянки, гораздо важнее комплексное обслуживание судна – погрузо-разгрузочные работы, предоставление электропитания и воды, вывоз мусора, швартовка и прочее.
А главное - амбициозные намерения представителей «Нацрыбресурса» пополнить свой бюджет за счёт «двойных квитанций» идут вразрез с нормой закона.
Нет статуса – нет действия
ФГУП является только балансодержателем причалов, но не имеет правовых оснований для оказания каких-либо услуг приходящим судам. Причина проста – «Нацрыбресурс» не внесён в перечень операторов морского терминала в морском порту Мурманск.
А Мурманский морской рыбный порт таким статусом обладает и, соответственно, только он может вести диспетчеризацию и расстановку судов, заходящих в порт для получения комплекса услуг на территории рыбного терминала.
Следуя логике ФГУП, имея на балансе причалы, можно без заявительного порядка начать командовать капитанами: куда вставать, сколько стоять и по какому тарифу. Причем не вникая, можно ли там выгружать рыбу или загружать промвооружение.
Впрочем, «Нацрыбресурс» вообще не предоставил рыбному порту какие-либо документы, подтверждающие свое право на причалы. Его руководство апеллируют только к распоряжению Росимущества о передаче причалов ММРП в ведение ФГУП. Но оно не является документом, дающим право на дальнейшее распоряжение ГТС на праве хозяйственного ведения.
Попытки «Нацрыбресурса» швартовать приходящие в порт суда, вмешиваться в переговоры с капитанами, не уведомлять о порядке захода или отхода судов происходят в зоне ответственности ММРП, вносят дезорганизацию в работу отлаженного механизма порта.
Есть соглашение, нет соглашения
Основной аргумент, на который напирает «Нацрыбресурс» в переговорах с судовладельцами и капитанами, это отсутствие соглашения с ММРП о пользовании причалами. Мол, оно истекло еще 31 июля. Но это не так. Новое соглашение между портом и «Нацрыбресурсом» подписано с 1 августа 2018.
Дело в том, что рыбный порт неоднократно обращался к новому владельцу ГТС с предложением об аренде на бесконкурсной основе, поскольку это приоритетное право ММРП, предоставленное пунктом 13 ст. 17.1 федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», где прямо говорится, что правопреемник приватизированного унитарного предприятия имеет право на аренду без конкурса, если неприватизированные активы технологически и функционально связаны с приватизированным имуществом.
Увы, «Нацрыбресурс» эти обращения игнорировал, а разгружать суда с рыбой как-то надо. Поэтому 27 июля ММРП предложил федеральному предприятию пролонгировать февральское соглашение об организации и обеспечению неразрывности технологического процесса оказания услуг в порту Мурманск.
И выслал проект «Нацрыбресурсу», слово в слово повторив формулировки, утвержденные этой организацией в минувшем феврале.
8 августа руководство Мурманского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» полученное соглашение подписали, правда, приложив к нему протокол разногласий. Разногласия, в общем-то, всегда можно разрешить, в крайнем случае, в суде. Сути это не меняет, «Нацрыбресурс» причалы порту предоставил. Поэтому заявление «Нацрыбресурса» от 16 августа, что никакого соглашения с портом нет, говорит только об очень короткой памяти руководства ФГУП.
Услуга или аренда?
Отметим, что и предыдущее соглашение между ММРП и «Нацрыбресурсом», действовало с 6 февраля по 31 июля 2018 года. Его суть заключалась в предоставлении причалов за плату, что, по мнению ФГУП «Нацрыбресурс», является возмездным оказанием услуг. Однако ст. 779 ГК РФ гласит, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги.
То есть затратить определенные усилия и произвести действия, направленные на создание нематериального результата. Проще говоря, услуга должна доставлять заказчику какое-то удовлетворение, хотя бы эстетическое.
И, самое главное, заказчик должен её заказать, чего ММРП не делал. Сам процесс передачи причалов в эксплуатацию не является услугой, потому что вряд ли требовал от «Нацрыбресурса» каких-то весомых физических действий, кроме подписи в договоре. На самом деле, это был завуалированный договор аренды - пассивное предоставление имущества во временное владение и/или пользование.
Порт пошёл тогда на это соглашение только потому, что, во-первых, оно носило временный характер. Во-вторых, ММРП несёт оговорённую в законе обязанность по непрерывному обслуживанию судов. Останавливать выгрузку рыбы, особенно в канун мойвенной путины, никто не хотел. Но обычный договор аренды был бы, безусловно, разумнее и законнее для всех сторон.
Почему же ФГУП «Нацрыбресурс» всячески избегает арендных отношений? Тут всё просто. И портовикам, и рыбакам понятно, что это федеральное предприятие стало дополнительным звеном в цепочке «промысловики – порт - берег».
И оно без приложения каких-либо усилий со своей стороны может зарабатывать деньги на причалах. Как это скажется на конечной стоимости рыбы, похоже, пока не беспокоит ни госорганы, ни «Нацрыбресурс». Ну а кому же хочется играть роль бесполезной прокладки в глазах общественности? Поэтому надо изобразить кипучую деятельность в порту Мурманск.
Похоже, именно для этого ФГУП и настаивает на своей роли эксплуатанта причалов, создает параллельные ММРП структуры, чем увеличивает расходы на свое существование и уменьшает в итоге сумму будущих поступлений в бюджеты.
А заодно заключает контракт на 320 тысяч рублей на освещение своей деятельности с одним из мурманских информагентств (кстати, поздравляем журналистов с этим финансовым успехом!). Согласитесь, проще рассказывать о своей деятельности, чем реально работать.
Швартовка отдельно, выгрузка отдельно?
В новом соглашении «Нацрыбресурс» придерживается той же линии поведения, что в и предыдущем, мол, это только возмездное оказание услуг. Но редакция соглашения, предложенная «Нацрыбресурсом» с учётом протокола разногласий, разрывает единую систему обслуживания судов в порту. По мнению ФГУП, порт вправе использовать причалы только для погрузо-разгрузочных работ.
А на себя «Нацрыбресурс» возлагает обязанности по швартовке судов и предоставлению места у причальной стенки. Тем самым ФГУП нарушает нормы действующего законодательства РФ, а также права и законные интересы АО «ММРП», как оператора морского терминала.
Это приводит к невозможности исполнения портом своих обязательств перед третьими лицами по договорам на услуги по комплексному обслуживанию судов, а также лишает права эксплуатации совокупности объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов.
Если продолжать тренд, предложенный «Нацрыбресурсом», то можно ввести отдельные ФГУПы для электроснабжения судов, приема сточных вод, вывоза мусора, оформления пропусков в порт и т.п. Закрепить за каждым штат, госфинансирование и, глядишь, сразу решится проблема безработицы в России!
Похоже, в Росимуществе, передавшем ГТС порта «Нацрыбресурсу», не понимают, что их действия отлично иллюстрируют недавние слова премьер-министра РФ Дмитрия Медведева: «Сегодня развитию конкуренции препятствует целый ряд проблем, прежде всего, избыточное участие государства в экономике». И деятельность «Нацрыбресурса» вокруг причалов ММРП является примером негативных последствий такой избыточности.
Песня о причалах
Складывается ощущение, что в «Нацрыбресурсе» хотят грести к себе обеими руками. И получать деньги от порта за пользование причалами, при этом не предоставляя ему никаких прав, а только обязанности. И получать деньги за швартовочные операции, не имея права их проводить.
Всё это подаётся под предлогом эффективного управления госсобственностью. Хотя то, как «Нацрыбресурс» управляет причалами в других портах России, уже не раз вызывало критику и со стороны полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, и со стороны Счётной палаты РФ. Но руководители ФГУП предпочитают об этом не вспоминать, перекладывая ответственность на других.
В этом плане показательно высказывание директора мурманского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» С. В. Полякова в интервью, данному тому самому информагентству. С удовольствием процитируем: «Причалы рыбного порта с 2008 года находились в доверительном управлении у АО «ММРП»…
Так вот, за весь период действия договора «доверительного управления» АО «ММРП» не смогло предпринять каких-либо действенных мер по улучшению технического состояния причалов, вся деятельность сводилась к банальному латанию дыр».
Хочется напомнить господину Полякову, что рыбный порт был приватизирован только в конце 2015 года. Значит, основной период доверительного управления пришёлся на восемь лет, когда ОАО «ММРП» руководили назначенные Росимуществом люди. И ответственность за плачевное состояние причалов лежит как раз на этих управленцах от государства, в том числе и на самом С. В. Полякове.
Ведь именно он в те годы был главным инженером Мурманского морского рыбного порта и отвечал, в том числе, за гидротехнические сооружения. Сразу вспоминается гоголевский пассаж об унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла.
Это ж как надо низко оценить свою профессиональную деятельность! Но, наверное, оценка справедлива, ведь Полякову было предложено оставить должность главного инженера ММРП именно потому, что он не смог проявить свои профессиональные компетенции при новых собственниках, начавших наводить порядок в порту, значительно одряхлевшем за годы государственного управления.
Впрочем, делать лукавые заявления – это, наверное, особый стиль мурманского филиала «Нацрыбресурса». Разослал же 16 августа господин Поляков уведомления рыбакам, что никакого соглашения с ММРП нет, хотя он лично подписал 8 августа этот документ, приложив протокол разногласий.
Но не стоит забывать, что ФГУП «Нацрыбресурс» это всё-таки подведомственное предприятие, подчиняющееся Росрыболовству.
ММРП уже направил в это федеральное агентство обращение с разъяснением, что соглашение по причалам в редакции «Нацрыбресурса» ведёт к дезорганизации работы порта и мешает непрерывности технологического процесса, в котором просит госорган вернуть ФГУП в законодательное русло. Ведь если порт будет работать без помех и палок в колёса, то выиграют все потребители продукции рыбного промысла!