Мурманский рыбный порт готов принять дальневосточную рыбу

14 ноября 2018 в 07:53, Мурманск
В 2018 году в России добыт рекордный объем тихоокеанских лососей – свыше 670 тысяч тонн. Основная доля (500 тысяч тонн) приходится на Камчатский край. Хватает и другой рыбы, как никак, на Дальнем Востоке добывается почти три четверти общероссийского улова.

Однако до европейской части России добирается незначительная часть добычи, в первую очередь из-за дороговизны железнодорожных перевозок. Поэтому дальневосточные рыбопромышленники, Росрыболовство и Росатом решили серьезно рассмотреть проект о регулярной доставке рыбы по Северному морскому пути в 2019 году.

Инициатива вызывает резонный скепсис у тех россиян, кто считает, что рыбы достаточно и на Северном бассейне. А её дефицит и дороговизна в европейской части России объясняются только повышенной ориентацией заполярных рыбопромышленников-океанистов на экспорт.
Например, согласно данным Кольского научного центра РАН, за границу поставляется 90% трески и пикши, добытой мурманскими рыбаками.

Значит, надо их только заставить работать на российский берег, и мы все будем при рыбе. Однако усилия, которые прилагает государство, чтобы развернуть этот поток на отечественный рынок, особого успеха пока не принесли. Так что, возможно, в затее дальневосточников рационального зерна больше, чем кажется.

Стоит заметить, что сама идея не нова. Рыба по Севморпути в Мурманск и Архангельск уже приходила. Основной смысл инициативы – в регулярности доставки. А вот здесь возникают вопросы, как, впрочем, и к инфраструктуре. О своем видении ситуации рассказал Олег Креславский, управляющий АО «Мурманский морской рыбный порт»:

- Перспективы перевозок рыбопродукции по Севморпути мы оцениваем положительно. И в мае 2017 года обращались в Росрыболовство с подобной инициативой, предлагая вместе подумать об загрузке обратного хода судов, без чего экономический эффект проекта может свестись к нулю. Получили ответ, что наше обращение передано в Минвостокразвития, и на этом всё, - вспоминает Олег Игоревич. - А ведь опыт таких перевозок уже есть: в 2015 году рыбный порт принимал транспортное судно дальневосточной компании «Доброфлот» с 3 тысячами тонн красной рыбы.

- Сможет ли Мурманский морской рыбный порт принять большие объемы дальневосточной рыбы?

- Надо понимать, что от нас требуется. Если речь идёт о выгрузке рыбы с транспортов-рефрижераторов, то у нас есть соответствующий парк перегрузочной техники, холодильные мощности могут принять до 37 тысяч тонн продукции единовременно, а собственное железнодорожное хозяйство поможет обеспечить доставку из Мурманска в любую из точек европейской части России. Если же речь идёт о доставке рыбы в рефконтейнерах, то нужно готовить под них специальную площадку и приобретать соответствующую технику.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


- Порт готов вкладываться в такую инфраструктуру?

- Да, АО «ММРП» готово инвестировать свои средства в этот проект, но надо понимать его экономическую целесообразность: объёмы груза, период доставки. Главный вопрос – насколько серьёзен этот проект, системен ли он или является сиюминутной затеей, вызванной значительными объемами вылова на Дальнем Востоке в этом году?

Одно из главных препятствий для проекта – отсутствие логичности в действиях отраслевого руководства. Такие совещания почему-то проводятся без участия Мурманского морского рыбного порта и других потенциальных партнеров, хотя нет никаких проблем к подключению всех сторон посредством, к примеру, селектора. Соответственно, у чиновников нет понимания наших возможностей, а у нас нет понимания потребностей.

- И чем это грозит?

- Постоянными нестыковками. На днях мы получили связанный с дальневосточным проектом запрос от Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства – сможет ли порт принять у причалов суда с такой-то осадкой.

Неужели в ФАР забыли, что с их ведома Росимущество передало наши причалы ФГУП «Нацрыбресурс», и все вопросы по их состоянию надо адресовать туда – своим же коллегам?

И это расчленение рыбного терминала в Мурманске, когда причалы принадлежат «Нацрыбресурсу», а вся расположенная на них инфраструктура – рыбному порту, тоже может негативно повлиять на реализацию проекта.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter