В очередном выпуске газеты Мурманской областной организации КПРФ "Кольский маяк" опубликован материал "Когда оправдываться не хочется, а похвалиться особо нечем", подготовленный Светланой Керонен. Он возвращает нас к отчёту губернатора
Марины Ковтун перед депутатами.
21 апреля на заседании Мурманской областной Думы губернатор отчиталась о результатах деятельности регионального правительства в 2015 году. Депутаты, члены, понятно, какой партии – естественно, «Единой России», выразили единодушное «одобрям-с» относительно работы региональных чиновников и проголосовали за то, чтобы принять отчёт к сведению.
В меньшинстве, как обычно, оказалась оппозиция, которая не принимает на веру официальные победные реляции, а исходит из реалий жизни. И сегодня в нашей газете депутаты фракции КПРФ в областной Думе рассказывают, почему вопросов к власти больше, чем достоверных ответов.
Надо перестать шарахаться от одного проекта к другому
Заместитель председателя Мурманской областной Думы
Павел Сажинов:
- В последнее время, судя по отчётам губернаторов, проводятся какие-то соревнования: по какой-то позиции, предположим, наш регион занимает десятое место, по другой – тридцать девятое. Если это действительно соревнования на уровне регионов, пусть опубликуют эти данные, чтобы сравнили жители. А если речь о соревнованиях на уровне федерального правительства и регионального – это ни о чём не говорит.
В отчёте губернатора говорится, что в нашем регионе проиндексирована заработная плата бюджетников на 5,5 процента и это сделано в ограниченном количестве регионов. Если даже таких регионов действительно мало, я не назвал бы это заслугой. Зарплату проиндексировали только в конце 2015 года, когда увидели, что ситуация обостряется. Ведь люди стали получать меньше, чем в 2014 году, при том, что деньги в бюджете были. То есть жизнь заставила внести коррективы. Кстати, предвидя такую ситуацию, фракция КПРФ предлагала изначально проиндексировать заработную плату бюджетникам на 7,5 %.
Уровень заработной платы – отдельный разговор. Здесь нам тоже особо хвалиться нечем. 45 тысяч, как сказала губернатор, - средняя заработная плата. А много ли это? От средней зарплаты по стране наша средняя заработная плата отличается менее чем в 1,4 раза, хотя в Мурманской области есть «полярки» и северный коэффициент. Ещё несколько лет, и разница в зарплате вовсе исчезнет. А ведь зарплата – главный фактор демографической и социальной стабильности.
К сожалению, критического анализа в докладе губернатора я не заметил. Вспомните, сколько шума наделал принятый по инициативе губернатора закон об изменении порядка компенсации льгот за услуги ЖКХ ветеранам и специалистам в сельской местности. У некоторых ежемесячные потери исчислялись тысячами рублей.
По инициативе депутатов фракции КПРФ, других представителей оппозиции и под давлением общественности действие закона было приостановлено. Но закон не отменён, с 1 января 2017 года он начнет действовать. Эта тема, к сожалению, не нашла отражения в отчёте губернатора, хотя она затрагивает очень многие семьи.
А возьмите строительство. Сплошь и рядом сроки строительства объектов, финансируемых за счёт областного бюджета, сорваны. Примеров достаточно: агропарк в Алакуртти должны были сдать два года назад. Путепровод в Полярных Зорях должны были сдать в 2015 году. Говорят, проектанты ошиблись с грунтами. Сроки сдачи детсада в Гаджиево тоже сорваны. И тоже из-за неожиданностей с грунтами. К слову, в советское время грунты под строящимися объектами были такими же. Но строили и сдавали в основном вовремя. И сдавали не пять - десять объектов, как сейчас, а, если брать по объёмам, – каждые два года город, равный Оленегорску.
Если продолжить, котельную в Зареченске торжественно сдали в эксплуатацию, а она не работает. Сорваны сроки строительства детского сада в Североморске-3. Капитальный ремонт детской поликлиники в Североморске идет уже пять лет, и конца не видно. То есть губернатор могла бы обратить внимание на это ответственных лиц: министров, к примеру, глав администраций, высказать свою позицию.
Я уж молчу о дорогах, в ремонт которых каждый год вкладываются огромные средства, а асфальт с них каждый год исчезает вместе со снегом. В этом году даже на проспекте Ленина в Мурманске ямы заделывают кирпичом. Разве это дело?
Нельзя сказать, что областное правительство уходит от решения проблем. Но их, к сожалению, как и недостатков, не становится меньше. Особенно в сфере ЖКХ, сельском хозяйстве, отдалённых посёлках, здравоохранении – люди постоянно к нам обращаются с жалобами.
- Многих покоробило, в каком уничижительном тоне губернатор отвечала на ваш вопрос: почему в отчёте обозначен переход в будущем теплоэнергетических предприятий на использование каменного угля?
- Вопрос теплоснабжения в области очень острый. За последние полтора – два десятка лет к этой теме возвращались неоднократно на разных уровнях. В 90-е годы мы были «заряжены» на поступление газа со Штокмановского месторождения. Затем появился проект строительства в Мурманскую область газопровода с Ямала через станцию Обозерская, что в Архангельской области. После него снова «зацепились» за Штокмановский проект.
В 2004 году дополнительно появилось новое направление. После визита к нам председателя РАО «ЕЭС» было заключено соглашение, что будет инвестировано около 60 миллиардов рублей в развитие энергетики на основе использования каменного угля. Тогда началась поставка каменного угля на экспорт через Мурманск, и вроде бы всё складывалось. На основе этого соглашения предусматривалось строительство ТЭЦ в Мурманске, Мончегорске и Печенгском районе.
После назначения руководителя области из Москвы появилась идея развития теплоэнергетики на основе сжиженного газа. Анонсировались его поставки из Карелии, где планировалось построить завод по сжижению газа. Позднее от этого проекта отказались в пользу поставок сжиженного газа, поступающего по линии «НОВАТЭКа».
- А теперь нас будут возвращать в «каменный век».
- Сейчас узнаём, что основная ставка делается на каменный уголь. Но ведь только что - в конце прошлого года, после семи лет «строительства», в области «закрыли» два «угольных» проекта. Они касались Мончегорска и Печенгского района. Деньги возвращены в бюджет. Ещё ранее отказались от перехода на использование каменного угля на Ковдорской ТЭЦ.
Поэтому я и спросил губернатора: когда мы остановимся на каком-нибудь приоритетном направлении? Или и дальше будем шарахаться от одного проекта к другому?
Ведь переход предприятий на другой вид топлива требует времени и больших затрат. Инвестор со своими деньгами, может, и придёт к нам, но надо думать, как компенсировать его затраты, чтобы от этого не пострадали потребители тепла – жители области.
Власть должна откровенно говорить о проблемах!
Председатель комитета по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу Мурманской областной Думы
Геннадий Степахно:
- Работу регионального правительства в минувшем году оцениваю как неудовлетворительную. К примеру, средняя заработная плата в области до сих пор не поднята на достойный уровень. Но главное – сегодня нет у нас точек роста экономики. В отчете губернатора шла речь только о мегапроектах: «Роснефти», «НОВАТЭКа». А где они? Когда реально приступят к их реализации? Не известно… Сегодня, на наш взгляд, о перспективах роста экономики можно говорить только в отношении Кольской ГМК в связи с переносом некоторых видов производства из Норильска и Ковдорского ГОКа.
На днях мы с депутатом Юрием Викторовичем Ваталиным вернулись из поездки по югу Мурманской области. Впечатление ужасное: «убитая» Россия! Убогие деревеньки, «убитые» дороги. Вопросы здравоохранения – одни из самых злободневных там. Сегодня у нас в стране 50 процентов услуг в сфере здравоохранения – платные, а это самый высокий показатель в мире!
О том, что местные жители вынуждены платить за услуги медиков, чтобы пройти необходимые обследования, нам рассказывали и в Кандалакше, и в Зеленоборском, и в других населённых пунктах. Многие сожалеют, что не стало полноценной больницы в Терском районе. Людям приходится ездить в Кандалакшу, а это немалые расходы. Всё это не с лучшей стороны характеризует исполнительную власть Мурманской области, уровень управления в регионе. А из отчёта губернатора не следовало, что ситуация в здравоохранении оставляет желать лучшего.
Да, на заседании Думы мы, коммунисты, выступили с критикой работы правительства области. В частности, потому, что не удовлетворены положением дел в бюджетной сфере. Мы считаем, что бюджет должен быть максимально ориентирован на возрождение нашей экономики, восстановление «потерянных» социальных льгот.
Сегодня ясно, что количество бедных в Мурманской области довольно быстро увеличивается. Расслоение общества на богатых и бедных идёт быстрыми темпами.
Взять проблемы заполярного сельского хозяйства. Банкротятся предприятия этой отрасли. Резко упало производство сельскохозяйственной продукции. Область теряет и предприятия аквакультуры.
Инвестиционный климат в регионе пока не очень благоприятный. Малый и средний бизнес несёт существенные экономические потери и уходит из региона. Прибыль организаций увеличивается, а фонд заработной платы уменьшается. Такие проблемы должны заботить власть, а не мифические показатели «благополучия» экономики Кольского края. Вот что нужно анализировать и над чем надо работать и работать! Власть должна откровенно говорить о проблемах, которые у нас есть, а не только рапортовать об успехах.
Для «детей войны» не нашлось даже теплого слова
Депутат Мурманской областной Думы
Ольга Панина:
- Отчёт губернатора был, можно сказать, очень наступательным. Так бывает, когда оправдываться не хочется, а похвалиться особо нечем.
В отчёте, к примеру, не были обозначены перспективы развития жилищного строительства, четкая позиция областного правительства по этому вопросу. Правда, говорилось, что перспективным сегментом жилищного строительства является индивидуальное строительство. Но, когда общаешься с многодетными семьями, претендующими на получение земельного участка для индивидуального строительства, понимаешь, что предлагаемые им участки находятся уж слишком далеко от инфраструктуры. А людям надо, чтобы дети могли ходить в детсад, школу, чтобы до поликлиники не приходилось бы вёрсты мерить. Поэтому и не торопятся они индивидуально строиться.
Мы каждый год чествуем тех, кто ковал Великую Победу во время Великой Отечественной войны. Сегодня к ним с полным правом можно отнести так называемых детей войны. Но если в других – в восемнадцати - регионах они заслуженно получили какие-то небольшие льготы, а с ними - признание их заслуг, то в Мурманской области для «детей войны» не нашлось даже тёплого слова.
Задав губернатору вопрос о подготовке к празднованию 100-летия города-героя Мурманска, я ожидала, что первое лицо области выразит особую заинтересованность по этому поводу. Но услышали будничное: есть план, по нему и идёт работа, что-то - получится, что-то - нет. На самом же деле многое не получается из ранее запланированного, потому что по некоторым объектам долго не могли подготовить расчётно-сметную документацию. А потом всё затормозилось из-за кризиса и санкций.
Примечательно, что в подготовке к празднованию 100-летия Мурманска не участвовали наши местные предприятия. Хотя они могли бы внести свою лепту, сделать многое для того, чтобы столица Заполярья в дни празднования своего юбилея выглядела очень нарядно, красиво. Знаю, мурманские предприятия даже разработали эскизы продукции с видами города. Но, видимо, местные производители руководству города не интересны.