Федеральное правительство утвердило 27 января антикризисный план из 59 пунктов, который подразумевал сокращение бюджета на 10 процентов. Правда, пока в намеченный срок удалось исполнить только то, что планировалось в семи пунктах, или 11 процентов. Причиной тому, по словам чиновников, стали межведомственные согласования.
В Мурманской области антикризисный план также разработан и утверждён губернатором. Как заявил 12 марта на пресс-конференции председатель комитета по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу Мурманской областной Думы
Геннадий Степахно, «на всех последних встречах с губернатором она сдерживалась и не употребляла слово «кризис», говорила об осторожном оптимизме. Говорила, дескать, давайте жить во взаимодействии, спокойствии, сотрудничать и принимать такие меры, которые помогли бы выйти нашей области из трудного положения».
Коммунисты определили точки роста экономики
Лидер заполярных коммунистов на встрече с журналистами заявил: «Причины этого трудного положения известны – это цены на нефть, которые упали и влияют на бюджет, в том числе бюджет Мурманской области. В этом году мы должны сократить расходы регионального бюджета примерно на 3 миллиарда рублей, в 2016-м – на 7 миллиардов, в 2017 году – на 10 миллиардов. Это серьезное сокращение.
Показатели экономики за минувший год очень удручающие. Индекс промышленного производства снизился до 97,8 процента. По сравнению с 2013 годом ввод жилых домов в действие составил 66,4 процента, объём продукции сельского хозяйства – 82,5 процента. Надои на корову в среднем упали до 6135 литров в год, а меньше 8000 литров у нас никогда не было. Раньше в совхозе «Полярная звезда» были коровы, которые давали по 16167 литров в год. Даже прежде стабильно работающая рыбная отрасль и та по индексу производства «упала» до 86,6 процента. Объём перевозок грузов снизился по сравнению в 2013 годом до 94,1 процента.
Да, выросла средняя зарплата - на 7,2 процента. Это хорошо, но мало. Оборот розничной торговли, объём платных услуг вырос. Но безработных стало больше, особенно в моногородах - в Кировске, Апатитах. И вообще количество экономически активного населения за прошлый год сократилось с 467,6 тысячи человек до 458 тысяч. То есть его стало меньше на 10 тысяч.
Что в этой ситуации надо делать? Конечно же, искать точки роста экономики. Наша фракция проводит такую работу. Мы общались и с губернатором, и с правительством области, и с руководителями предприятий. Мы ставим вопросы о восстановлении старых, востребованных производств, как предприятия «Ковдорслюда» и Ловозерский ГОК, которые давали деньги в бюджет и рабочие места.
Мы говорим, что одна из точек роста – рыбная отрасль. Казалось бы, квоты здесь растут, но прогнозы по поводу рыбных запасов нас тревожат. Мы предлагаем решить проблему незаходных судов, которых только в Мурманской области насчитывается 78, и они стоят от Киркенеса до Тромсе. Это тоже рабочие места.
Комитет Думы, который я возглавляю, предложил развивать биотехнологические производства, в том числе для нужд аквакультуры, сельского хозяйства. Одна из точек роста экономики – оленеводство. Оно у нас тоже находится в плачевном состоянии, хотя два предприятия работают более-менее рентабельно. Но вот приезжали к нам ямало-ненецкие коллеги и рассказали, что у них из средств, что выделяются на поддержку сельского хозяйства, 67 процентов идет на поддержку именно оленеводства. Сравните: в Мурманской области – только 3 процента.
Многие из вопросов, что мы сегодня ставим пред губернатором, к сожалению, не решаются или остаются в подвешенном состоянии. Взять Кольскую теплоснабжающую компанию. Мы до сих пор не можем узнать: будут ли возвращены в бюджет деньги, вложенные в этот мегапроект по строительству трёх угольных котельных ещё в 2008 году? Вернутся ли в бюджет те 700 миллионов рублей? Правительство области давно обещало рассказать, какие суммы должны вернуться в наш бюджет, чтобы подлатать дыры, о которых я говорил, но…
Мы, кстати, предложили губернатору встретиться с хозяевами наших крупных предприятий. Один из хозяев – владелец «Еврохима», долларовый миллиардер Андрей Мельниченко – строит сегодня завод по производству минеральных удобрений в США стоимостью 1 миллиард 200 миллионов долларов. А он мог бы помочь нашей области! Могли бы помочь Гурьев, Потанин, но они не хотят делиться с людьми…
Нынешняя власть способствует кризисам
3 марта в Государственной Думе состоялся «круглый стол», который организовала фракция КПРФ. На нём обсуждались вопросы, касающиеся социально-экономической ситуации в стране и путей выхода из экономического кризиса. 12 марта в Мурманской областной Думе об этом рассказал депутат Государственной Думы, член думского комитета по финансовому рынку Борис Кашин. Борис Сергеевич отметил:
- Если мы не будем анализировать первопричины экономического кризиса, то так и будем «уходить» в детали. Дело в том, что у нас экономика находится в плену политики. Известен тезис Владимира Ильича Ленина, что политика не может быть впереди экономики, но мы об этом забыли.
Разные политические организации ставят вопрос о причинах кризиса. Напомню, что профсоюзы назвали его рукотворным. Представитель «Единой России» депутат Макаров, выступая в Госдуме и обращаясь к правительству, сказал: «А поработать вы не пробовали?».
В Думе была создана межфракционная группа по анализу причин валютного кризиса, куда я вхожу. Казалось бы, власть должна принять участие в её работе и честно рассказать, почему мы оказались в гораздо худшей ситуации, чем другие страны. Но вместо этого она пытается сделать вид, что ничего плохого не произошло. После того, как на заседании этой межфракционной группы мы стали серьёзно, скажем так, допрашивать руководителей Центробанка и правительства, председателя комитета Думы по финансовому рынку по очевидной команде сверху фракция «Единой России» сняла с занимаемой должности. То есть вместо того, чтобы проанализировать ситуацию, власть пытается спрятать концы в воду и в ручном режиме исправить ситуацию. Но это не получится!
Выяснилось, что Центральный банк свои конституционные функции по поддержанию курса рубля не выполнил в нужном объёме. Крупнейшие участники финансового рынка действовали абсолютно не согласовано, будто они не относятся к государству, а занимаются лишь своими делами. То есть действующая денежно-кредитная политика совершенно не соответствует остроте момента. Фракция КПРФ в Госдуме неоднократно обращала внимание правительства, что оно не действует согласованно с Центробанком, и вот это опять проявилось.
Выяснилось, что отсутствуют механизмы регулирования финансового рынка. Руководители Центробанка повторяли как заклинание: у них есть ключевая ставка, и они ей всё зарегулируют. Более того, они делали в течение 2014 года некомпетентные заявления, фактически пустив курс рубля на самотёк.
И ещё ряд серьёзных проколов был в деятельности правительства и Центробанка. Но обращаю внимание на принципиальный момент: у нас каждый год 140 миллиардов – утечка капитала. Какие механизмы существуют, чтобы остановить её? Судя по работе правительства, никаких! Наоборот, правительство оберегает этот канал по выкачиванию денег из страны. Для них это, получается, самое дорогое. Но это же колоссальные потери для страны! И пока не будут разрешены такие противоречия, сложившиеся в верхах, ничего не изменится. При таком развитии ситуации, мы и дальше будем сталкиваться с кризисами.
Что касается реальных предложений по преодолению нынешнего кризиса, КПРФ их выработала. Ведь даже такая, казалось бы, простая мера, как парламентский контроль, резко повышает эффективность работы правительства. Так, банк «Траст» обанкротился, и на его спасение было выделено 127 миллиардов рублей. Но руководители банка сбежали в Лондон, и сейчас там находятся. К сожалению, ни Центральный банк, ни Следственный комитет не заинтересованы в расследовании таких ситуаций, которые оборачиваются для бюджета огромными потерями. Если бы был парламентский контроль, подобных ситуаций мы бы не допускали.
Ущербность сегодняшнего антикризисного плана правительства в том, что полтора триллиона рублей выделяют коммерческим банкам и говорят: мол, они помогут. Но банки всегда думают только о себе, своей выгоде. Так что пока никаких механизмов, кроме ручного управления типа, когда Путин позвонит и скажет: «Ты и ты - отдайте деньги», не просматривается.
В целом беспомощность нынешнего правительства очевидна. На «круглом столе» в Госдуме выступал успешный руководитель крупного сельхозпредприятия, который сказал: «Главная антикризисная мера сегодня – отставка правительства». Без политики мы, действительно, из кризиса не выйдем. Нужна отставка правительства, смена курса!
Здоровый протекционизм – во благо области
Заместитель председателя Мурманской областной Думы, член фракции КПРФ
Павел Сажинов тоже считает, что нынешний кризис не является случайностью. «В прошлом году российский рубль подешевел на 42 процента, - сказал он на пресс-конференции. - По оценке Международного валютного фонда снижение на 20 процентов уже является серьёзным кризисом. Многие объясняют: у нас подешевела нефть, поэтому произошёл кризис. Но нефть является главным ресурсом наполнения бюджетов не только у нас. Венесуэла, Саудовская Аравия, Кувейт, Норвегия – многие страны живут за счёт нефти. Однако нигде, ни в одной стране валюта не подешевела больше, чем на 12 процентов. Значит, всё-таки речь идёт о совершенствовании экономической политики внутри России».
Павел Сажинов особо подчеркнул: «Мы, коммунисты, прекрасно понимаем, что уйти от кризиса в одном регионе невозможно, не решив проблемы в целом в стране. Мы прекрасно понимаем, что сегодня нужно не раскачивать лодку, а надо сообща вытягивать страну из этого кризиса. Поэтому когда коммунистов упрекают в раскачивании лодки, говорят, что они создают напряженность – это неправда. Никогда компартия не старалась набирать очки на бедах, которые переживает страна. Но право на критику бездеятельности правительства мы оставляем за собой».
По словам заместителя председателя областной Думы, «здоровый протекционизм был бы очень полезен для развития экономики Мурманской области в такое непростое время». «Мы вполне можем обеспечить себя водой, кондитерской продукцией, и многим другим, а у нас закрываются предприятия, которые давно работают, - считает
Павел Сажинов. - Неужели у нас нет воды, которую сейчас везут за тысячу километров?
К примеру, сегодня у нас мало вырубаются леса, заработная плата у работников этой отрасли копеечная. Но ведь мы сами из леса ничего не делаем. Кругляк вывозим за границу, продаём за бесценок. А ведь можно здесь наладить производство из древесины. Ну уж разделочные доски, топорища, руки для молотков и прочее можно делать у нас, а не везти бог знает откуда. Это же лишние рубли, которые могли бы остаться в карманах жителей Мурманской области, поступать в бюджет.
У нас есть министерство экономики, создаётся министерство промышленности. А я недавно встречался с представителем Мурманского государственного технического университета, где создан собственный цех и установлено новейшее оборудование. Ну окажите им поддержку! Люди же готовы выпускать продукцию, которая будет востребована: из ламинарии, рыбы.
Мы на днях побывали в Мончегорске в рыбном магазине, который открыл там мурманчанин. Люди туда идут, они довольны. Что, нельзя со стороны муниципалитета оказать поддержку индивидуальному предпринимателю? Можно! Но, к примеру, в Мурманске подняли цены на аренду земли настолько, что они стали неподъёмны для предпринимателей. Средний и малый бизнес будет разоряться. И об этом никто серьёзно не говорит!.. Почему власть потворствует таким непродуманным действиям? Надо, наоборот, оказывать поддержку среднему и малому бизнесу, ведь крупный бизнес создать намного сложнее - для него требуются сумасшедшие инвестиции.
Конечно, модернизация будет продолжена на тех предприятиях, которые пополняют сегодня бюджет. Но малый бизнес более гибок. Его можно быстрее создать, развить при поддержке органов власти области и муниципалитетов – там не требуются огромные вложения. Поэтому надо оказывать максимальную поддержку этому бизнесу».
Время уходит - ситуация ухудшается
Председатель комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности Мурманской областной Думы
Михаил Антропов полностью разделяет точку зрения своих коллег-парламентариев. Он рассказал:
- Коммунисты с самого начала заняли конструктивную позицию и внесли свои предложения для включения в антикризисный план, принятый губернатором. Суть их - конкретика поиска точек роста экономики. В частности, мы предложили развивать биотехнологический кластер. Странно, что с точки зрения руководства области – это одни слова без конкретики. Хотя мы предоставили все необходимые документы, где прописаны конкретные участники, предприятия, технологии. Развитие биотехнологического кластера позволило бы серьезно увеличить доходы бюджета.
Кольская пивоваренная компания, к примеру, в прошлом году заплатила налогов – 39 миллионов. Она готова заплатить 70 миллионов, если предприятию помогут договориться с сетевыми компаниями, которые зачастую просто игнорируют местных производителей.
У регионального правительства немного рычагов, чтобы заставить наши горнометаллургические и горнохимические предприятия заботиться не только о сохранении прибыли, но и сохранять социальную направленность своей деятельности - прежде всего, сохранять рабочие места. В прошлом году на этих предприятиях было сокращено примерно 7800 человек. А уже сейчас, в начале года, заявлено, что будет сокращено 1800 человек. То есть у нас, к сожалению, продолжают сокращать сотрудников предприятий. Поэтому наше предложение: в этой кризисной ситуации губернатор должна не только договариваться с нашими олигархами, а в каком-то смысле диктовать им условия. Пока это не очень получается.
Я проанализировал все соглашения, которые у нас есть с Ковдорским ГОКом, КГМК и прочими предприятиями. У всех, кроме, пожалуй, Ковдорского ГОКа, нечетко прописаны взаимные обязательства по сохранению налоговой нагрузки и рабочих мест. Этой работой мы, коммунисты, готовы заниматься. Потому что здесь надо добиваться взаимного понимания.
Надо принимать меры и по сокращению расходов бюджета. Ещё 13 января, когда не шли разговоры о сокращении зарплаты со стороны Путина, губернатора, мы предложили уйти от принципа сохранения заработной платы государственных служащих в бюджете 2015 года и сократить её на 10 процентов. Кроме того, мы предложили отказаться от дорогостоящей системы управления Мурманской областью. Надо отказаться от министров и министерств, вернуться к системе управления, которая была раньше. Мы предложили сократить расходы и на пиар власти.
Нам сказали, что наши предложения будут внимательно рассмотрены. Но на самом деле идёт обратный процесс: принято решение о создании нового министерства, продолжаются конкурсы для СМИ на освещение деятельности власти. Особенно расточительно на пиар расходует средства муниципалитет Мурманска.
Мы не видим реакции на наши предложения. А время уходит, ситуация ухудшается. Так, на встрече с губернатором мы говорили, что цены на продукты питания резко увеличились. Понятно, что у нас есть только один законодательные механизм: если в течение месяца на 30 процентов увеличивается стоимость какого-то продукта, тогда у правительства есть право заморозить цены на него. Но в Мурманской области есть три продукта, стоимость которых с января по февраль увеличилась на 30 процентов: белокочанная капуста, лук и сахар. Спрашивается: почему не принято положенное по закону решение? Нам пояснили, будто правительство боится, что сети перестанут продавать эти продукты. Но если государство будет заниматься только уговорами, толку не будет!
Фракция КПРФ в Госдуме вносила закон об установке чётких величин максимальной надбавки для производителей и тех, кто хранит, перевозит продукты. 18 февраля его отклонили. Вот и остаётся только договариваться, уговаривать те же торговые сети. А на уровне региона у нас в этом плане не хватает полномочий и прав, чтобы серьёзно заниматься защитой интересов жителей.
Сейчас в областную Думу будет вноситься проект закона об изменении бюджета. Хотя мы и так сократили, к примеру, затраты на капитальное строительство на 480 миллионов рублей по сравнению с 2014 годом. Планируется сократить расходы на социальную политику на 890 миллионов рублей, на ЖКХ – на 122 миллиона, на культуру – 177 миллионов. Придётся резать по живому, чтобы соответствовать требованиям федерального центра по вопросу получения кредитов.
И когда нам говорят, что все социальные обязательства в 2015 году будут выполняться, это не так – число таких гарантий значительно уменьшится. Целые категории людей будут исключены из числа получателей социальной помощи. А потому затягивать пояса будут не все, а только простые граждане – к сожалению.