В экологических организациях Кольского полуострова опасаются, что в проигравших останется природа Баренцрегиона, когда Осло решает отозвать своего министра окружающей среды с предстоящей встречи в Москве в ответ на российскую аннексию Крыма.
«Санкции в военной и экономической сфере – это одно, но экологическое сотрудничества между народами на севере страдать не должно», – говорит Виталий Серветник из Кольского экологического центра.
От норвежско-российского пограничья до кризисного Крыма очень далеко. Север, тем не менее, первым испытал последствия осложнения отношений между двумя странами.
Вчера правительство Норвегии приняло решение отменить плановый визит в Москву министра окружающей среды Тине Сундтофт. На повестке визита было трансграничное загрязнение с металлургического комбината в п. Никель в Баренцрегионе, планируемое расширение заповедника «Пасвик», текущие условия работы экологических НГО.
В Мурманске и норвежские, и российские экологические организации выражают опасения, что продвижение в незавершённой экологической работе может теперь замедлиться.
«Это не хорошо для приграничных отношений между Норвегией и Россией. Экологические проблемы, которые имеются здесь на севере, будут оставаться, кому бы ни принадлежал Крым, Украине или России», – говорит Алексей Золотков, глава «Беллуны Мурманск», в которой узнали об отмене московского визита норвежского министра во время подготовки к празднованию 20-летия своего офиса на российском севере.
Норвежский партнёр Золоткова Нильс Бёмер, глава офиса «Беллоны» в Осло, говорит BarentsObserverу, что существует давняя традиция поддерживать диалог с Россией по экологическим вопросам Севера даже во времена проблем. Он отметил отличное сотрудничество по рыбным запасам Баренцева моря, которое Норвегия и Россия пронесли через самые нелёгкие периоды холодной войны.
«Возможно, следовало бы начать с контактов с Россией в других областях, прежде чем сворачивать северный экологический диалог», – говорит он.
«Печально, что останавливается важное экологическое сотрудничество, но мы понимаем эту реакцию со стороны норвежского правительства», – говорит Хершти Албум («Друзья Земли»). На протяжении десяти лет она работала в тесном сотрудничестве с российскими природозащитными организациями Мурманской и Ленинградской области и хорошо знает, какие проблемы испытывают экологические НГО в современной России.
Ситуация с НГО также планировалось обсудить на следующей неделе на встрече Тине Сундтофт с её российским коллегой.
В 2013 году Норвегия потратила на экологические инициативы в России 28 млн. норвежских крон (3,4 млн. евро). Обсуждение экологических вопросов занимают важную часть в Баренцевом сотрудничестве, существующем на севере Европы между Норвегией, Россией, Финляндией и Швецией на протяжении 21 года.