Как прокуратура, так и областное министерство юстиции сняли с природоохранной организации подозрения в реализации политической деятельности, но поскольку та не стала добровольно регистрироваться как иностранный агент, ей может грозить штраф в размере от 300.000 до 500.000 рублей.
По российским законам, неправительственная организация, получающая финансирование из-за границы, должна самостоятельно сделать выбор в пользу регистрации в качестве «иностранного агента», если она занимается политической деятельностью.
В противном случае её ждёт штраф в размере от 300.000 до 500.000 рублей (от 5600 до 9300 евро). Главе организации, кроме того, может быть назначен персональный штраф.
«Беллоне-Мурманск», работающей с вопросами радиационной безопасности, промышленного загрязнения и альтернативной энергетики на российском Кольском полуострове, сюрприз в виде клейма «иностранного агента» от федерального министерства юстиции был сделан в конце марта.
«Областное министерство юстиции провело в нашей организации проверку в январе 2014 года, а годом раньше – прокуратура. И те, и другие пришли к заключению, что мы не ведём политической деятельности», – рассказывает BarentsObserver’у Андрей Золотков.
«Зачем же нам записываться в иностранные агенты?», – задаёт он риторический вопрос.
В понедельник они с коллегами смогут выслушать соответствующие доводы, когда дело будет рассматриваться в мурманском суде.
«Беллона-Мурманск» – уже третья на Кольском полуострове организация, внесённая в список «иностранных агентов». Две других это Центр социально-психологической помощи и правовой поддержки жертв дискриминации и гомофобии «Максимум» и Гуманистическое движение молодёжи.
В Архангельске в феврале была оштрафована на 300.000 рублей (5600 евро) ЛГБТ-организация «Ракурс», так же отказавшаяся повесить на себя ярлык иностранного агента.
На сегодня в России в реестре иностранных агентов около 50 неправительственных организаций, 10 из которых – экологической направленности.
Андрей Золотков, впрочем, не считает, что идёт преследование именно экологических организаций: «Нет, я думаю, закон был принят с целью ограничения деятельности правозащитных групп, но затем в России развернулась своего рода кампания против иных организаций».
На прошлой неделе признали иностранным агентом челябинскую организацию «За природу» (UralPolit.ru), Сибирский экологический центр оштрафовали на 300.000 рублей по решению новосибирского суда за то, что он не вписал себя в реестр иностранных агентов (Newsru.com). 7 апреля суд Октябрьского района Самары оштрафовал на 150.000 рублей (2800 евро) негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр экологии и безопасности жизнедеятельности», признанное иностранным агентом и не зарегистрировавшееся в таком качестве.
В апреле московский офис антикоррупционной организации «Transparency International» был объявлен иностранным агентом.
Согласно пописанному в 2012 президентом Владимиром Путиным закону, российские НПО, участвующие в политической деятельности и получающие финансирование из зарубежных источников, должны будут зарегистрироваться как «организации, выполняющие функции иностранного агента».
Закон подвергся резкой критике, в частности, со стороны генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, который назвал его законом образца сталинской эпохи.
Для «Беллоны-Мурманск» как независимой российской организации игра окончена.
«О процессе ликвидации организации уже объявлено. 15 апреля мы дали объявление в местную газету. На ликвидацию уйдёт как минимум два месяца, но может уйти и больше», – рассказывает Андрей Золотков.
Но работа экологической организации на этом не заканчивается. «Теперь мы выясним, как зарегистрировать мурманский офис в качестве филиала норвежской “Беллоны”», – говорит Золотков.
Создание филиала иностранной организации находится в рамках российского законодательства