Политическое противостояние обостряется, но норвежские и российские политики полностью сходятся во мнениях относительно регионального Баренцева сотрудничества.
Киркенесская конференция, проходящая в норвежско-российском приграничье, по давней традиции выступает в качестве арены для диалога между двумя странами. В этом году из-за конфликта на востоке Украины споры не смолкают ни на трибуне, ни в кулуарах конференции.
«Нам нужно дистанцироваться от действий России на Украине, – подчеркнул в своём выступлении на конференции министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде. – Россия, граница с которой проходит в каких-то километрах отсюда, это та страна, которая использует силу против народа соседней Украины. […] Мы не можем принять такого подхода».
Российский ответ вскоре последовал от губернатора Мурманской области
Марины Ковтун. «Подавляющее большинство россиян военные действия на востоке Украины воспринимают с личной болью», – сказала она, добавив, что конфликт это бой с нацизмом. «Мы одинаково понимаем роль советских сил, освободивших Восточный Финмарк от немецко-фашистских захватчиков, но то что происходит сегодня на Украине, имеет ту же нацистскую природу», – подчеркнула г-жа губернатор.
Тон, тем не менее, смягчился, когда политики перешли обсуждению своего общего Крайнего Севера. Север это зона сотрудничества, и санкции не должны положить конец трансграничным отношениям, сошлись они во мнениях.
Министр Бренде подчеркнул, что его правительство хотело бы сохранить сотрудничество между людьми, продолжать работу с визами и улучшать условия для пересечения границы, получения разрешений на работу, местного приграничного шопинга и торговли.
Непосредственно перед конференцией Бренде сделал сообщение, что его министерство выделяет дополнительные несколько миллионов норвежских крон норвежскому Баренцсекретариату, в функции которого входит поддержка трансграничного сотрудничества в регионе.
Марина Ковтун, со своей стороны, отметила, что в Мурманской области не хотели бы терять нить Баренцева сотрудничества. Трансграничные контакты, сформировавшиеся в этом регионе, не имеют аналогов в Европе, подчеркнула она.
Мурманская область и Северная Норвегия – ключевые участники трансграничного Баренцева сотрудничества, которое объединяет 13 административно-территориальных образований четырёх стран.