Октябрьское заседание президиума Госсовета, посвященное рыбной проблематике, вселило в отечественных рыбаков надежду на лучшее. Напомним, губернатор Сахалина Олег Кожемяко предложил на более долгий срок закрепить квоты на добычу водных биоресурсов, поддержать отечественное судостроение, ликвидировать так называемых «рыбных рантье» и снизить экспорт рыбного сырья.
Президент Владимир Путин большую часть этих предложений поддержал и подписал перечень по их реализации до 15 февраля 2016 года. В него также вошли задачи по созданию единого промыслового пространства, развитию портовой инфраструктуры, транспортировке рыбопродукции и борьбе с картелями.
Вопреки поручению президента
Но, похоже, не до всех федеральных чиновников дошел посыл Кремля на оздоровление рыбной отрасли страны. В резкий контраст с президентскими поручениями входит недавнее решение Росимущества выставить на торги ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ММРП).
Напомним, сейчас 100% акций предприятия принадлежат государству. Аукцион состоится уже 14 декабря. Стартовая цена – 711 миллионов рублей. Мурманские рыбаки откровенно боятся, что после продажи порт перестанет принимать их суда. Конечно, решение о торгах были принято не вчера, а задолго до заседания Госсовета. Но неужели нельзя было его скорректировать?
- Я отрицательно отношусь к идее приватизации Мурманского морского рыбного порта! - категорично настроен
Геннадий Степахно, председатель комитета природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу Мурманской областной думы. – Все ведущие экономические предприятия, стратегически важные для той или иной отрасли, должны оставаться в госсобственности.
Рыбаки переживают за сохранение рыбной направленности ММРП. Объемы перевалки рыбопродукции в порту и так сильно упали. Есть еще одна важная деталь, о которой часто умалчивают. Один из самых лакомых кусков порта - нефтебаза – отдана в аренду до 2040 года. А ведь она давала порту значительную часть прибыли. Сейчас эти деньги получает непонятно кто. Они могли бы идти на развитие порта, модернизацию кранового хозяйства, замену погрузчиков, повышение зарплаты докерам.
По мнению Степахно, рыбный порт и так раздергали на куски в 90-е годы. Сейчас на его территории работают более 80 предприятий. Продать ОАО ММРП частнику – добить окончательно.
- Первый грузовой район порта практически умер, - утверждает депутат Степахно. – Второй еще дышит, но если порт уйдет в частные руки, нет гарантии, что он не превратится в очередной терминал для перевалки чего угодно кроме рыбы. И выиграв на продаже порта 700 миллионов (деньги для государства в общем-то небольшие) – Россия может потерять гораздо больше – базу для заполярных рыбаков.
Причалы туда, причалы сюда
Как сообщил наш источник в Росрыболовстве, чиновники ведомства на самом деле тоже заинтересованы в сохранении рыбного профиля мурманского порта. И для этого у них есть отличный козырь – причалы. Дело в том, что, согласно принятому в 2007 году федеральному закону, они являются объектом стратегической важности. А значит не могут быть проданы.
Тот же рыбный порт владеет причалами на основании договора доверительного управления, чей срок истекает в 2018 году. Продлят ли его? Бог весть! Говорят, у Росрыболовства есть новый кандидат на доверительное управление – ФГУП «Нацрыбресурс». Это предприятие призвано, как гласит его сайт, обеспечивать интересы государства в проектах государственно-частного партнерства, реализуемых под эгидой Агентства в сфере рыбопромышленного комплекса. «Нацрыбресурсу» уже переданы причалы в портах Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Находки, Северо-Курильскаи Магадана. И результаты его управления, мягко говоря, неутешительные.
Так, по данным сайта fishnet.ru, в марте текущего года генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурс» Игорь Ивлев направил письмо руководству ряда дальневосточных портов с «деловым» предложением - платить 100-165 рублей с каждой тонны переваливаемых грузов за использование государственных причалов.
По мнению экспертов, это откровенное издевательство, ведь если такая схема будет реализована, порты либо станут убыточными, либо вынуждены будут существенно поднять расценки за свои услуги. ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» за 2008–2014 годы уже пополнил бюджет «Нацрыбресурса» на 194 миллиона рублей. При этом ни копейки из этих денег в виде инвестиций в ремонт причалов не вернулось, поэтому порт вынужден поддерживать гидротехнические сооружение в исправном состоянии исключительно за свой счет, потратив на это в 2007-2014 годах свыше 35 миллионов рублей.
Еще хуже ситуация на Камчатке. «Нацрыбресурс» передал находящиеся у него причалы камачатского порта посреднику с явным нарушением антимонопольного законодательства. Ситуация привлекла внимание не только ФАС, но и полпреда Президента России в Дальневосточном округе Юрия Трутнева.
- Впрошлый раз я сказал, что это ненужная организация («Нацрыбресурс» – Ред.). Я неправильно сказал. На самом деле она вредная, - цитирует Трутнева информагентство ТАСС. - Я сейчас проезжал мимо портов и видел контраст между портами, принадлежащими «Нацрыбресурсу» и принадлежащими частным владельцам, – это просто небо и земля. Одни завалены металлоломом, находятся в аварийном состоянии, а вторые просто работают…
Что же ждет Мурманский рыбный порт в случае передаче его причалов
«Нацрыбресурсу»?
Единый технический комплекс будет разрушен. Ряд сотрудников – а в ММРП работают свыше 700 человек – окажутся на улице. Правда, поскольку своих кранов, погрузчиков и докеров у «Нацрыбресурса» нет, то оно все равно будет вынуждено сотрудничать с ОАО ММРП. И взимать с того наверняка немаленькую плату за пользование причалами, как показывает дальневосточный опыт.
- Если эта информация подтвердится, то в цепочке «рыбаки-портовики-магазины» прибавится еще одно посредническое звено. И, боюсь, это еще больше увеличит цену на рыбу для конечного потребителя, - уверен депутат
Геннадий Степахно.
Гениальная финансовая комбинация
Тот, кто придумал ход с продажей рыбного порта и параллельной передачей причалов «Нацрыбресурсу», явно заслуживает Нобелевской премии по экономике. Судите сами!
Во-первых, государство может заработать минимум 711 миллионов рублей на продаже Мурманского морского рыбного порта.
Во-вторых, новый собственник, потеряв прямой доступ к причалам, станет легким объектом для манипулирования со стороны того, кому достанется доверительное управление гидротехническими сооружениями.
В-третьих, новому владельцу придется мириться с тем, что и нефтебаза находится только в номинальной собственности ММРП. Она, конечно, дает несколько миллионов арендной платы в год, но на собственнике лежит обязанность по возмещение капитальных затрат,что может вылиться в кругленькую сумму и съесть все доходы.
В-четвертых, крановое хозяйство порта и подкрановые пути находятся в не самом лучшем техническом состоянии.
Есть краны даже 1976 года выпуска! При этом технической экспертизы портового оборудования перед аукционом не проводилось. В тексте экспертного заключения о рыночной оценке пакета акций порта, размещенного на сайте Российского аукционного дома, указано, что эксперт в Мурманск не выезжал. И все заключение основано только на основе анализа представленных документов.
Пока порт пребывает в госсобственности, федеральным чиновникам приходится придумывать отмазки, чтобы не выделять деньги на его модернизацию. После продажи это станет головной болью отчаянного собственника.
В ОАО ММРП от ответов на наши вопросы о техническом состоянии порта и условиях аренды нефтебазы уклоняются… По сути, покупателю впаривают кота в мешке! В общем, вопрос «Кому выгодна приватизация рыбного порта?» остается открытым…