И все-таки ее общее потребление опережает возобновление ресурсов. Прежде всего, поэтому 50 процентов добываемой рыбы приходится нынче на, так сказать, культурную, то есть ту, которую люди выращивают сами. Не будем говорить «за всю Европу», да и за остальные части света тоже. Достаточно того, что Кольский полуостров имеет огромный потенциал развития аквакультуры. Только внутренних водоемов у нас 111 тысяч. Как поспособствует расширению этого перспективного дела в Мурманской области федеральный закон об аквакультуре, принять который, как ожидается, могут уже до конца нынешнего года? Об этом наш разговор с и. о. председателя областного комитета рыбохозяйственного комплекса Олегом Заболотским.
- Долгое время мы топтались на месте, - вспоминает он. - Были три рыборазводных завода «Мурманрыбвода», несколько форелевых хозяйств. Только в последние годы появились предприятия, всерьез занявшиеся товарным производством семги. Но и они особо не делали погоды на рыбном рынке региона. Существенный рост отмечен лишь недавно - с приходом на территорию области компании «Русский лосось». Уже в нынешнем году объемы товарного выращивания семги должны увеличиться более чем в два раза. А к 2012-му общий объем товарной рыбы планируется довести до размеров, сопоставимых с выловом трески и пикши в прибрежной части Баренцева моря - 12 тысяч тонн. Крупный проект по подращиванию рыбы намерена реализовать у нас питерская компания «Русское море».
Перспективное хозяйство существует при Кольской атомной электростанции - ООО «БЛК». Благодаря соседству с высокотехнологичным предприятием там круглогодично поддерживается оптимальная температура воды и потому «водится» не только форель, но даже осетр. Так что при грамотной постановке дела и поддержке региональных властей, а она, в том числе финансовая в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, уже есть, аквакультура может стать реальным подспорьем в снабжении северян рыбной продукцией.
- Если аквакультуре в последнее время уделяется столько внимания на разных уровнях, то зачем нужен федеральный закон? Его планируемое принятие - логическое завершение «раскрутки» этого направления рыбной отрасли или все же беспокойство по поводу того, что развитие идет не так быстро, как хотелось бы?
- Действительно, в последние годы основы деятельности хозяйств аквакультуры сформулированы в законе о рыболовстве, в постановлениях правительства о рыбопромысловых участках, о товарном выращивании. Всеохватывающая нормативно-правовая база будет только на пользу. В этом смысле закон об аквакультуре как основополагающий документ, конечно, нужен. Единственное опасение: не хотелось бы, чтоб, как порой случалось, слишком сильно «заурегулировали» вопрос. Не обременили рыбоводов таким количеством следующих вдогонку подзаконных актов и ведомственных приказов, что любой шаг влево или вправо будет считаться нарушением.
И еще крайне важно, чтобы в законе было четко обозначено распределение прав и обязанностей между федеральной и региональной властями. Контроль за сохранением среды обитания, за экологией должен оставаться за Росрыболовством, но сами хозяйственные процессы необходимо сосредоточить в руках субъекта РФ. Ведь за экономические показатели работы отраслевых предприятий, их бюджетную эффективность спрашивают по полной программе.
Например, в Канаде вопросы управления аквакультурой на морских акваториях принадлежат федеральной власти, региональная же управляет пресноводной аквакультурой и осуществляет контроль за внутренними торгами продукцией рыбных промыслов. Поэтому считаю, что оперативное управление нужно осуществлять на месте. Это относится и к прибрежному промыслу, и к рыболовству на внутренних водоемах, и, конечно, к аквакультуре.
- Тогда будет и больше возможности влиять на предприятия? Заинтересовывать их выпускать, скажем, не дорогущий клипфиск на экспорт, а больше доступной по цене продукции для внутреннего рынка?
- Капиталистические отношения, «погоня за прибылью» - это цель любого коммерческого предприятия. Но и социальная ответственность перед обществом тоже должна быть. Если приходит какая-то компания всерьез заниматься аквакультурой, мы сразу должны четко оговаривать, что необходим комплексный подход. Желательно не только использовать акваторию для товарного выращивания, но и создавать конечный продукт с максимальной добавленной стоимостью. Для этого и нужна реальная власть региону, чтобы иметь возможность ставить условия: господа, вы здесь получаете биоресурсы, водоем или морской участок для выращивания, так что и налоги оставляйте здесь, создавайте рабочие места. В принципе, не столь важно, куда пойдет конечный продукт - за границу или на российский рынок. Важнее, чтобы он создавался с высокой степенью переработки. То есть выращивался, перерабатывался и выходил в упаковке под брендом «Мэйд ин Мурманская область».
В первую очередь, мы должны заботиться о земляках. Будет работа в населенных пунктах на побережье - меньше станет браконьерства. И вообще, эксплуатировать местные природные и трудовые ресурсы и чтобы при этом добавленная стоимость уходила в другой регион или, еще хуже, в другую страну - недопустимо. Это противоречит доктрине продовольственной безопасности России. И областная власть должна иметь на этот процесс как можно больше влияния. Необходимо восстанавливать и развивать рыбопереработку, что даст и новые рабочие места, и поступления в областной бюджет. Как раз в этом смысле аквакультура может стать палочкой-выручалочкой для береговых предприятий Кольского края.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201009033228