Первый раз в истории Мурманска Cовет депутатов отклонил в первом чтении проект бюджета города на следующий год. Прежде бывало, что основной финансовый документ муниципалитета принимали с большим опозданием. Были споры и компромиссы. Но так, чтобы полностью вернуть бюджет на доработку - это впервые.
НВК решил выяснить, чем же депутатам не понравился сверстанный городской администрацией бюджет.
Нулевой результат
Уже несколько лет при составлении бюджета Мурманска применяется муниципальное положение о бюджетном процессе. Там, в частности, четко прописаны даты: когда, например, должны пройти нулевые слушания, когда бюджет должен быть внесен в горсовет, когда нужно заслушивать комплексный план социально-экономического развития, когда должны пройти первое и второе чтения. И согласно этому графику на ноябрьском заседании горсовета бюджет должны принять в первом чтении, а на декабрьском - во втором. Это увязано и с календарным графиком принятия областного бюджета. Но в этом году депутатов, работающих в бюджетной комиссии горсовета, насторожили еще нулевые чтения, которые проходят перед внесением проекта бюджета в горсовет.
Практику нулевых чтений бюджета впервые ввели депутаты горсовета предыдущего созыва. Особенность этих чтений в том, что на них обычно заслушивают только распорядителей бюджетных средств - то есть начальников управлений и комитетов городской администрации.
Идея нулевых чтений состоит в том, чтобы председатели комитетов поделились с депутатами своими «творческими планами» на будущий год - что обязательно нужно выполнить, и что они хотели бы сделать сверх запланированного. Разумеется, чиновникам необходимо обосновать свои бюджетные планы с точки зрения полезности и целесообразности для города.
Если сложить все потребности бюджетораспорядителей, то окажется, что Мурманску не хватает нескольких десятков миллиардов рублей. Например, руководители комитета по развитию городского хозяйства утверждают: чтобы переселить мурманчан из всего ветхого и аварийного жилья в городе, нужно не менее 17 миллиардов рублей. А между тем весь бюджет города - около 7 миллиардов. Конечно, все пожелания сразу выполнить не удастся. Но тем не менее депутаты хотят знать все о потребностях города. И это не праздное любопытство. Внедрена такая схема работы была для того, чтобы уйти от практики аврального затыкания финансовых дыр.
Ведь, как правило, в течение года в бюджет поступают дополнительные, незапланированные доходы. И для того чтобы их распределять в те сферы, где финансирование особенно необходимо, горсовет составляет «таблицу приоритетных направлений». Проще говоря, список того, что нужно сделать в первую очередь, если появятся дополнительные деньги. Он составляется как раз на основе информации, полученной депутатами от чиновников на нулевых чтениях бюджета.
В конце прошлого года горсовет впервые не принял «таблицу приоритетных направлений», потому что никто из руководителей комитетов не заявил о своих перспективных потребностях. Кроме того, это был посткризисный год, и не было ясности, появятся ли у города в 2010 году дополнительные доходы. Их, кстати, практически и не поступило.
В этом году нулевые чтения бюджета тоже прошли впустую, но уже по другим причинам. Начальники комитетов в один голос твердили: «Нам руководители финансового управления дали указание - берите прошлогоднюю смету, вычитайте из нее 10 процентов, и это будет ваша смета на 2011 год». И чиновники молчали, как партизаны, относительно того, что хотели бы сделать сверх сметы.
Убедившись, что второй год подряд городская администрация не составляет планов на перспективу, депутаты насторожились. Сейчас, когда в бюджетную практику все прочнее входит именно перспективное (как правило, трехлетнее) планирование, такое желание «жить одним днем» действительно выглядит странно.
Не мелочись, Наденька!
Когда горсовет получил проект бюджета на следующий год, настороженность переросла в тревогу. В кулуарах члены бюджетной комиссии характеризовали основной финансовый документ города как «целиком взятый с потолка».
Недоуменные вопросы появились уже после первого взгляда на основные параметры. Например, базовая доходная часть бюджета Мурманска в 2010 году была 6 миллиардов 677 миллионов рублей. А на 2011 год заложено 7 миллиардов 652 миллиона.
Расходы в 2010 году планировались на уровне 7 миллиардов 21 миллиона рублей, а на будущий год - 8 миллиардов 27 миллионов. Спрашивается - почему же финуправление категорически требовало от всех подразделений администрации сократить сметы на 10 процентов, если на следующий год и в доходах и в расходах планируется увеличение сумм на миллиард рублей? Куда финансисты планировали направить отрезанную от бюджета десятую часть?
Может быть, на дополнительные выплаты себе любимым? Основания для таких подозрений, увы, есть. Ведь как установила городская контрольно-счетная палата (КСП), начальник городского финансового управления Надежда Собокарева, приглашенная на работу бывшим мэром Сергеем Субботиным, в течение полутора лет нарушала бюджетное законодательство. Она выписывала себе и своим приближенным огромные премии - в размере от 5 до 10 окладов. На эту сумму начислялись различные надбавки, а потом все умножалось на «полярки» и северный коэффициент. В итоге зарплата той же Собокаревой достигала ежемесячно 150 - 170 тысяч рублей. А ее приближенные получали по 100 тысяч. Когда эти факты были доведены до сведения горсовета, депутаты внесли изменения в нормативную базу муниципалитета. И теперь чиновники из финансового управления не имеют права выписывать себе премии более двух окладов в год.
Впрочем, Надежды Собокаревой это уже не касается. После прихода нового главы городской администрации
Андрея Сысоева ей пришлось покинуть такое денежное место работы.
Дебет с кредитом
- Качество работы финансового управления при составлении бюджета на 2011 год было крайне низкое, - считает председатель комиссии по бюджету и финансовому регулированию горсовета Сергей Веллер. - Такое впечатление, что они практически не взаимодействовали ни с областным министерством финансов, ни с областной думой, хотя обязаны были это делать. И в результате доходная часть городского бюджета следующего года понесла ощутимые потери.
В частности, существенно сократятся суммы налоговых отчислений, остающихся в городской казне. Например, местный бюджет формируется в основном за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Часть собранного на территории города налога остается в муниципалитете, часть направляется в региональную казну. Соотношение этих частей устанавливают областные власти. По бюджетному кодексу регион обязан оставлять в муниципалитете не менее 30 процентов НДФЛ. Что касается остальных 70 процентов, то, как пишут в объявлениях, торг возможен. То есть городские финансисты должны были доказывать и региональному минфину, и областной думе, что нужно оставить Мурманску максимальный процент, что городу эти деньги действительно необходимы. Причем доказывать с расчетами, цифрами и перспективными планами в руках. Неизвестно, что было в руках у Собокаревой и ее сотрудников на нынешних переговорах с минфином (если такие переговоры вообще велись), но если в 2010 году в Мурманске оставалось 45 процентов собранного подоходного налога, то на 2011 год запланировано лишь 40 процентов.
Также в 2010 году в Мурманске оставалось 45 процентов налога, применяемого при упрощенном налогообложении. А это 146 миллионов рублей. Но в 2011 году этот налог вместо городского бюджета полностью будет распределен в региональную казну. Туда же полностью ушел и транспортный налог в сумме 232 миллионов рублей, который в 2010 году оставался в муниципалитете.
Правда, взамен Мурманску увеличили норму отчисления от единого налога на вмененный доход. Если в прошлом году в муниципальном бюджете оставалось 90 процентов, то сейчас это 100 процентов. Выигрыш города составил 15 миллионов рублей.
Также в муниципалитете будет оставаться не 60 процентов сельскохозяйственного налога (его платят в основном рыбоперерабатывающие предприятия), а 70 процентов - на 8 миллионов больше.
Если посчитать все эти уменьшения и увеличения, то окажется, что если бы такие нормы распределения налоговых доходов существовали в 2010 году, то «благодаря» городскому управлению финансов Мурманск потерял бы в своих доходах не менее 700 миллионов рублей - более десятой части всего бюджета. Возможно, что в ценах 2011 года эта сумма окажется еще больше. Например, та же индексация зарплат бюджетников приведет к росту НДФЛ, а значит, денежный объем «срезанных» с местного бюджета процентов тоже увеличится.
Внезапное счастье
Немало вопросов у депутатов вызвали конкретные суммы налогов, которые финуправление запланировало на следующий год. Как ни старались члены бюджетной комиссии выведать у финансистов, откуда те взяли ту или иную сумму налога, те не раскололись.
Например, в бюджете города и в этом году, и в следующем будет оставаться 100 процентов налога на имущество физических лиц. Но если в 2010 году планировалось получить 25 миллионов (и, судя по динамике собираемости, примерно такая сумма к концу года и будет получена), то на 2011 год почему-то запланировано уже 37,8 миллиона. За счет чего же запланировано такое серьезное увеличение? У нас что, за год имущество граждан возросло в полтора раза? Или произошла глобальная переоценка недвижимости? На эти вопросы Надежда Собокарева то ли не хотела отвечать депутатам, то ли сама не знала, по каким причинам на городской бюджет должно свалиться такое внезапное счастье.
История повторилась и при обсуждении плановых показателей по земельному налогу. Он тоже полностью поступает в муниципальный бюджет. Но если в 2010 году это было 207,5 миллиона рублей, то на 2011 год прогнозируется всего 174 миллиона. Куда делись 15 процентов? Мурманчане начали отказываться от купленной земли и возвращать ее государству? Или уменьшилась кадастровая стоимость земли? Или ко многим плательщикам применены понижающие коэффициенты? Ответы на эти вопросы бывший начальник финансового управления также унесла с собой на новое место работы.
Вилами по воде
С неналоговыми доходами бюджета (с теми деньгами, которые муниципалитет сам зарабатывает) ясности тоже нет никакой.
Показателен пример с прибылью от участия в деятельности акционерных обществ, в которых есть доля муниципалитета. На 2010 год планировалось получить от управления этими акциями 7 миллионов рублей, а на 2011 год предполагается получить уже 14 миллионов. На основании чего сделаны такие оптимистичные прогнозы? Хотелось бы посмотреть расчеты, получить хоть какое-то объяснение. Но их нет.
В тупик депутатов поставили запланированные финансистами суммы отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий (МУПов). Норму отчислений (сколько процентов от прибыли МУПы должны перечислять в городской бюджет) устанавливает Совет депутатов. Но эта норма на 2011 год пока не установлена. Экономическая комиссия горсовета, в которой во время обсуждения этого вопроса временно председательствовал директор МУП «Мурманнедвижимость»
Василий Вологдин, настаивала на том, чтобы муниципальные предприятия в следующем году вообще не отдавали в горбюджет ни копейки прибыли. Но на последнем заседании Совета депутаты пришли к промежуточному решению - пока оставить норму на уровне 2010 года. В денежном выражении - около 8 миллионов рублей.
Однако в проекте бюджета в этой строчке значится не ноль рублей, как того требует экономическая комиссия, и не 8 миллионов, как решил горсовет, а 4,5 миллиона рублей. Откуда финуправление взяло эту цифру - неизвестно.
Мистическая история
А с заложенными в бюджет-2011 суммами доходов от аренды муниципального имущества и от реализации муниципального имущества вообще случилась почти мистическая история. В 2011 году, если верить проекту бюджета, должны загадочным образом уменьшиться оба показателя. Но так не бывает! Если город продает больше муниципального имущества, то возрастает прибыль от продажи и падают доходы от аренды. А если сокращается реализация городской собственности, то падает прибыль от продаж, но поступления от аренды как минимум остаются на том же уровне. Но так, чтобы уменьшались и прибыль от продаж, и поступления от аренды - это мистика какая-то. Либо муниципальную собственность планировалось отчуждать каким-либо иным - безденежным - способом. Например, дарить или передавать в безвозмездное пользование. Но кому? По традиции, ответа нет.
- История с поступлениями от аренды и продажи имущества - прекрасная иллюстрация к тому, как готовился этот бюджет, - комментирует ситуацию Сергей Веллер. - Начальник финансового управления утверждала, что такие странные цифры ей представил руководитель комитета имущественных отношений (КИО). Я лично разговаривал с председателем КИО Геннадием Мулевым. И он сказал, что у него есть все расчеты по этим статьям доходов, и там совсем другие цифры. Но, дескать, Собокарева велела ему дать именно эти показатели. Я не собираюсь проводить следствие и выяснять, кто же кому диктовал цифры - просто констатирую, что так работать над бюджетом города недопустимо.
Изумляет и сумма в графе бюджета «Прочие неналоговые доходы». Если в 2010 году здесь значилось 7 миллионов рублей, то в 2011 году - уже 50 миллионов. И тоже без всяких объяснений - мол, верьте нам на слово, люди!
Однако депутаты верить на слово финансистам не захотели. А стойкое ощущение, что цифры бюджета были взяты прямиком с потолка и подогнаны под какие-то малоизвестные показатели, заставило горсовет отправить проект бюджета на доработку.
Сейчас создана согласительная комиссия из депутатов и чиновников администрации. Она должна закончить работу 12 декабря - найти ответы на все вопросы и представить горсовету понятный и прозрачный бюджет. Если так и будет, то в декабре муниципальный парламент примет бюджет в первом чтении, а в январе 2011 года - во втором и окончательном