О махинациях с бюджетными деньгами, выделенными на поддержку малых народностей, «Новый ВестЬ-Курьер» рассказывал неоднократно. В частности, по материалам нашей статьи Отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Мурманской области было возбуждено уголовное дело. Главным фигурантом этого дела выступает руководитель саамской общины «Чигар» Светлана Матрехина. Ее обвиняют в мошенничестве с бюджетными деньгами, которые «Чигар» регулярно получал в рамках государственной поддержки малых народностей. Скоро в этой темной истории появятся новые потерпевшие. Ими могут стать представители Голландии, перечислившие «Чигару» более полумиллиона рублей.
Новые потерпевшие
В следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Мурманской области поступили документы из Генерального консульства Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге.
Согласно этим документам в 2006 году голландская сторона перевела 515 тысяч рублей на лицевой счет саамской общины «Чигар». Это были целевые деньги, которые предназначались на восстановление кораля (загона для оленей), расположенного на 47-м километре автодороги Кола - Серебрянские ГЭС. Европейцы любят оказывать поддержку малым народностям.
В следственном комитете считают, что деньги были получены, но никаких фактических работ не производилось. Как стоял в этом месте старый разрушенный кораль, так он и остался.
По информации, которой располагает «Новый ВестЬ-Курьер», после тщательного изучения эти документы могут стать основанием для очередного обвинения в отношении руководителя саамской общины. В ближайшее время Королевство Нидерланды представит дополнительные документы по поводу передачи в 2006 году полумиллиона рублей, после чего этим фактам будет дана окончательная правовая оценка. Не исключено, что голландская сторона пополнит «скамейку» официальных пострадавших от деятельности саамской общины Мурманской области.
История вопроса
Об этой истории НВК рассказывал неоднократно. В отношении руководителя «Чигара» Светланы Матрехиной следственный комитет возбудил несколько уголовных дел. Ее обвиняют в мошенничестве с бюджетными деньгами, которые «Чигар» регулярно получал в рамках государственной поддержки малых народностей.
Началось все с субсидий на поддержку северного оленеводства. Государство, заинтересованное в увеличении оленьего стада, старается помогать деньгами кольским саамам, которые традиционно разводят этих животных. Правда, случаются накладки и злоупотребления.
По данным следствия, размер оленьего стада, принадлежащего общине «Чигар», был значительно завышен. Олени, на поддержку которых выделялись немалые бюджетные деньги, в большинстве своем оказались виртуальными, они «существовали» лишь на бумаге, а численность их подтверждалась сфабрикованными актами подсчета.
Первым эпизодом в обвинении руководителя «Чигара» стали факты по 2007-2008 годам. Согласно материалам дела «руководители общины «Чигар» из областного бюджета путем мошенничества похитили деньги в сумме 854 004 рублей».
Чем дальше шло расследование, тем больше фактов открывалось. Сначала появились новые эпизоды с оленями. Затем всплыла рыбная тема, случаи вольного обращения с квотами на вылов биоресурсов.
Известно, что представители коренных малочисленных народов получают персональные квоты на вылов рыбы: трески, пикши, камбалы. Так сказать, для поддержания традиционных видов деятельности. Квоты сами по себе небольшие - сотня-другая килограммов на человека. Но собранные вместе, они могут представлять и промышленный интерес - на круг выходят десятки тонн. Этими квотами активно интересуются рыбопромышленники, которые и скупают их у саамов.
К слову, сами же саамы часто и не в курсе, какая благодать им положена от государства. Порою этим выгодно пользуются организации, их опекающие.
За последние лет пять «саамские квоты» распределялись среди представителей коренных малочисленных народов согласно спискам из муниципалитетов.
«Чигар» тогда наладил централизованную обработку квот. Община собирала индивидуальные квоты в «один пакет» и продавала их для освоения рыбопромышленникам. В частности, в материалах, собранных во время следствия, фигурирует компания, учредителем которой являлся депутат областной Думы Андрей Иванов.
С 2009 года квоты стали напрямую выделяться уже не персонально саамам, а оптом коренным общинам. А те, в свою очередь, должны были распределять их между своими членами. Чтобы реализовывать квоту, нужно было получить согласие от каждого саама. И таких разрешений у «Чигара» оказалось под сотню. Только вот…
- Опрошены десятки человек из внесенных в списки, никто не подтверждает, что давал поручение «Чигару» по использованию своей квоты, - рассказывал НВК заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел регионального СКП
Вадим Зинатулин.
Сама Светлана Матрехина во время допросов не могла вспомнить, куда делась выловленная рыба, кто ее ловил, заявив лишь: все, что было выловлено… стухло. Взятки гладки!
Еще одним эпизодом «Чигара» стала история с домиками для оленеводов. На постройку этих домиков община получила в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие народов Севера Мурманской области на 2009-2013 годы» около миллиона рублей. По информации следователей, деньги были потрачены не по назначению. Их обналичивали путем заключения фиктивных договоров с дружескими фирмами. В отношении Матрехиной было заведено очередное уголовное дело. По решению суда ее взяли под стражу.
Поборник интересов саамов
Столь пристальное внимание прессы к небольшой саамской общине вызвано тем, что Светлана Матрехина является бывшей супругой депутата Мурманской областной Думы Валерия Страхова. Подогревал этот интерес и тот факт, что сам Валерий Страхов в тот момент также находился под следствием. Его обвиняли в мошенничестве с автомобильной страховкой и заведомо ложном доносе (НВК неоднократно рассказывал об этой истории).
Валерий Страхов, став в 2007 году депутатом областной Думы, немало содействовал дополнительному увеличению бюджетного финансирования малых народов. Тот же факт, что значительная часть этих бюджетных денег попадала под контроль его супруги (пусть и бывшей), никого не смущал.
Впрочем, однозначные оценки давать рано. Решения суда на данный момент нет. Дело в отношении Матрехиной еще расследуется. Уголовное дело в отношении Валерия Страхова уже находится в суде.
Возвращаясь к нашим баранам, точнее, к голландским спонсорам, можно отметить и еще одну деталь. Как утверждают очевидцы, во встречах с голландцами, предшествовавших переводу денег, Валерий Страхов принимал активное участие. Он еще не был депутатом областной Думы, но уже был поборником интересов саамского народа.
Хрен и редька
Если суд признает Валерия Страхова виновным в мошенничестве, то он будет лишен полномочий депутата Мурманской областной Думы. Подобные случаи уже были в нашем законодательном собрании.
«Если вина Страхова будет доказана судом, дубина «Справедливой России» всей своей мощью обрушится на его голову. Наша партия способна к самоочищению», - так НВК прокомментировал ситуацию региональный лидер эсэров
Александр Макаревич.
Все дело в том, что Валерий Страхов избирался в областную Думу по спискам партии «Справедливая Россия». Если Страхова осудят и лишат полномочий депутата, то его место в областной Думе должен занять партиец, который в 2007 году значился строчкой ниже в избирательном списке «Справедливой России». А это не кто иной, как Сергей Иванов - бывший директор МУП «Мурманнедвижимость», который также является фигурантом уголовного дела - по факту покупки печально известных «кольских сараев». Как говорится, хрен редьки не слаще