По крайней мере, на будущей неделе законодатели намерены дважды собраться за круглым столом, чтобы обсудить и тарифы на электрическую энергию, и причины системного кризиса неплатежей в ЖКХ. Очевидно, что обе темы не просто актуальны. Ситуация в энергетике региона настолько проблематична и тонка, что рвануть может в любой момент. Правильно говорят, что с электричеством всегда шутки плохи, особенно, если за свет не платить. Мурманская область уже «дошутилась» до такой степени, что по количеству долгов в системе ЖКХ вышла на второе место по стране, обогнав даже такие дотационные регионы, как Дагестан и Карачаево-Черкесия. Больше нас должна только Чеченская Республика. Понятно, что неплатежи - проблема, равнозначная для всех российских регионов, но только в Мурманской области энергетики заявляют о системности этого кризиса.
Попробуем разобраться, кто, собственно говоря, виноват в том, что у нас накопилась критическая масса проблем. И какие меры необходимы для снижения накала энергетического напряжения.
Тариф на час
Проблема:
Тарифы на тепло гораздо ниже, чем затраты на производство тепловой энергии. Выходные тарифы (для потребителей) на продукцию теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий жестко регулируются государством. А входные цены (для ресурсоснабжающих предприятий) на топливо - мазут и электроэнергию - фактически являются свободными.
Арифметика проста: входная рыночная цена на электроэнергию у котельных и водонапорных станций 3 рубля, а в тариф на их конечный продукт - тепло или воду - закладывается лишь рубль с небольшим. Аналогичная картина и с мазутом: котельные покупают на рынке в лучшем случае по 10-13 тысяч руб-лей за тонну, а в тарифе на тепло учтено 7 тысяч рублей.
В итоге огромные долги как у котельных, работающих на мазуте, так и у котельных, использующих электроэнергию. Некоторые мелкие котельные, находящиеся в составе муниципальных учреждений из «энергетических денег» до сих пор оплачивают и вывоз мусора, и закупку инвентаря, а некоторые и зарплату дворникам умудряются платить.
Подобный круговорот денег привел к тому, что за последние четыре года долги только в электроснабжении предприятий ЖКХ и населения выросли в 16 раз, перевалив за полтора миллиарда рублей. А общий объем просроченной задолженности в ЖКХ составляет от 6 до 8 миллиардов рублей. Сумма весьма неприятная, если учесть, что весь регио-нальный бюджет Мурманской области не превышает 32 миллиардов рублей.
По существу, целые районы и муниципалитеты региона живут сейчас за счет энергетиков. Частные энергетические компании до сих пор кредитуют и муниципалитеты, и ЖКХ, и даже муниципальных чиновников, так и не на-учившихся считать деньги. Не секрет, что электроэнергетика в последние годы была и является моделью всей экономики в миниатюре. Однако в нашем регионе она еще играет и роль «кредитного плеча», при помощи которого удобно жить почти всем.
В этом смысле красноречивой является ситуация с Мурманской ТЭЦ. Убытки от ее деятельности составляют на сегодня более 2 миллиардов рублей. Если говорить просто, то Мурманская ТЭЦ из добрых гуманистических побуждений отапливает Мурманск и часть Кольского района. Вот такая своеобразная социальная нагрузка на частный бизнес. Однако не стоит забывать, что корпоративная филантропия хороша в рамках партнерских отношений. А у исполнительной власти региона пока получается работать исключительно в режиме фокусника, превращая частные компании в дойную корову. В том смысле, что доить будем, пока ноги не протянут.
Решение:
Вариантов два - либо отпускать тарифы, либо устранять тарифный дисбаланс. Понятно, что в правительстве Мурманской области работают отнюдь не камикадзе, чтобы увеличивать тарифную составляющую.
Отсюда вывод - нужна грамотная региональная программа, которая решит проблему неплатежей. Напомним, что депутаты Мурманской областной думы уже обращались в региональное министерство энергетики и ЖКХ с просьбой задуматься о создании программы. Однако в ведомстве Геннадия Микичуры, похоже, царят исключительно богемные настроения. Как в старом анекдоте: «Что такое богема?» - «Это люди, которые считают плату за квартиру и за электричество непредвиденными расходами!».
Между тем еще в июле нынешнего года правительство области в протокольном порядке приняло решение о разработке целевой программы по ликвидации тарифных дисбалансов в ЖКХ. В рамках программы должна быть разработана и утверждена методика компенсации затрат на электроэнергию для теплоснабжающих предприятий по тарифам, ниже экономически обоснованных.
Успеют ли профильные чиновники выполнить поручение областного правительства? Есть сомнения. Ведь на подходе принятие регионального бюджета, а целевая программа, если она и появится, должна быть представлена депутатам вместе с проектом главного финансового документа.
Впрочем, устранение тарифного дисбаланса - это только верхушка айсберга. На самом деле Мурманской области необходима долгосрочная целевая программа по коренной модернизации теплоснабжения региона. И здесь без совместных усилий не обойтись.
Когда долги согревают
Проблема:
«Муниципалитеты должны иметь свои программы энергоэффективности, - заявил 3 июля 2010 года в Благовещенске президент РФ Дмитрий Медведев. «Ведь на органы местного самоуправления возложены полномочия по установлению требований к энергоэффективности организаций коммунального комплекса, а также муниципальных учреждений и предприятий».
Эффективность и модернизация - это, без сомнения, здорово. Однако, экстраполируя ситуацию на Мурманскую область, отчего-то вспомнилась шутка одного из наших депутатов: план по модернизации нашего предприятия превосходный, простой и ясный. Недостаток у него только один: совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
Бюджет Мурманской области на протяжении последних семи лет являлся официальным спонсором муниципальных образований региона. Местные чиновники получали субсидии на закупку мазута для расчетов с ТЭКОСом. А ТЭКОС, в свою очередь, также получал из региональной казны и кредиты, и государственные гарантии. Понятно, что ежегодная финансовая помощь расслабила многих глав городов и районов. Живут по принципу: поступят деньги - расплатимся. А не придут - платить не будем. Отключить ведь те же школы, жилые дома и больницы энергетикам не дадут. Сейчас в некоторых отдаленных муниципальных образованиях царит анархия на рынке услуг ЖКХ, что впору хвататься за голову.
Под прикрытием местных чиновников придумываются все более сомнительные схемы отъема энергетических денег - это и преднамеренные банкротства, и частая смена арендаторов, не отвечающих за долги предшественников. При этом каждый отопительный сезон в регионе начинается со скандалов. Замерзла Териберка - губернатор, на выезд. Нет горячей воды в Дровяном, глава муниципального образования - на ковер в областное правительство.
Решение:
Во многих регионах стало хорошей практикой, когда муниципалитеты ручаются за своевременность расчетов с энергетиками с помощью такого инструмента, как муниципальные гарантии. Очевидно, если у местных властей имеются соответствующие возможности и полномочия, муниципалитеты должны самостоятельно решать проблему задолженности перед энергетиками. Если возможности нет, подключаются региональные власти.
Например, председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин предложил изыскать средства на оплату энергетических долгов за счет сокращения численности муниципальных чиновников. Перерасход средств на зарплату составляет по области 600 миллионов рублей в год. Конечно, этой суммы на погашение всех долгов не хватит, однако глава правительства поставил шансы муниципалитетов на получение финансовой помощи от области в зависимость от их кадровой политики.
А вот чиновники Мурманской области, похоже, пока не намерены пользоваться имеющимися в их арсенале рычагами влияния. Например, на последнем заседании правительства области спикер Мурманской областной думы
Евгений Никора поинтересовался у заместителя министра энергетики и ЖКХ господина Полиэктова, когда, мол, будет готова методика расчетов субсидии на компенсацию выпадающих доходов для организаций. И получил от замминистра чудесный ответ: «В ближайшее время». Действительно, как бывший глава Кольского района господин Полиэктов как никто другой знает, а главное понимает суть в долгах и их накоплении. А то, что депутаты требуют методику, так подождут. Спешить некуда. Заместителю министра по энергетике и ЖКХ можно и не торопиться, если в Кольском районе энергетики и отключат кого-то из потребителей, то голова об этом будет болеть у губернатора Дмитрия Дмитриенко, а никак не у господина Полиэктова. А с недавних пор одним заместителем министра ЖКХ Мурманской области стало больше. На эту должность принят еще один большой знаток накопления долгов в регионах Андрей Иванов - бывший глава администрации Кандалакши.
Впрочем, если вернуться к теме муниципальных гарантий, то и здесь без помощи областных властей не обойтись. Муниципалитеты зажаты в рамки бюджетного законодательства. А ограничения, устанавливаемые на уровне областного правительства, лишают их возможности самостоятельно решать проблемы. Практически все бюджеты муниципальных образований региона дотационные, это значит - выдавать гарантии они могут только с одобрения регионального минфина. Областные финансисты, с одной стороны, требуют от местных властей вовремя рассчитываться с энергетиками, а с другой, всячески запугивают их. Например, энергетики предложили составить с каждым муниципалитетом акт сверки задолженности. И местные чиновники вроде бы не противятся. Но тут же из минфина поступает предостережение: если акты сверки вами подписаны, то энергетики через суд легко заберут ваши деньги. Поэтому, мол, и не подписывайте никаких актов. Фактически это означает, что областные финансисты по-прежнему работают по принципу унитаза, когда одним разрешают смывать свои долги, а другим - разрешают смываться.
Генерация убытков
Проблема:
В судебном порядке энергетики не могут взыскать задолженность. Долги продолжают генерироваться в геометрической прогрессии.
Казалось бы, что проще: если тебе не платят, взыскивай долги через суд. Законно, красиво, а главное - не требует денег из бюджета.
Напомним, что на муниципальные власти обязанность по организации теплоснабжения и электроснабжения возлагается действующим законодательством, в частности, 131-ФЗ и новым Законом «О теплоснабжении» (№ 190 от 27 июля 2010 г.). Но как только энергетики грозят отключить неплательщиков, чиновники бегут в прокуратуру с жалобой на отказ энергоснабжающих организаций начинать отопительный сезон.
Во-вторых, масштабы накопленных долгов таковы, что суды уже не справляются с объемом поступающих исков. Взыскание долгов растягивается на месяцы, а иногда и годы. К тому же в суде каждый должник норовит заявить о своей социальной значимости и получить поблажку.
В-третьих, если в отношении предприятий теплоснабжения судебные иски еще имеют смысл, то с электроснабжающими предприятиями региона картина иная. Они поставляют электроэнергию в качестве одного из компонентов, необходимых для работы тепло- и водоснабжающих предприятий в ЖКХ, а для электрокотельных их продукция является вообще «топливом». У них нет никаких правоотношений с конечными потребителями тепла. И, хотя котельные аффилированы с муниципалитетами, суды возлагают ответственность на энергетиков. Например, не так давно Кандалакшский районный суд обязал «Кол-энергосбыт» подавать электроэнергию бесплатно на электрокотельную в Лувеньге. Так что рыночная формула «товар - деньги - товар» в некоторых населенных пунктах Мурманской области не работает. Там по-прежнему живут в эпоху моральных норм строителей коммунизма.
Решение:
Однозначного решения здесь нет и быть не может, поскольку, если верить Конституции РФ, судебная система независима. Однако и судьи должны знать, что в эпоху рыночных отношений бесплатная электроэнергия бывает только в электрическом стуле.
Электрошок - это по-нашему!
«Новый ВестЬ-Курьер» ни в коем случае не пытается сделать частные энергетические компании белыми и пушистыми. И они завышают ценники, заставляют ежегодно пересматривать тарифы в сторону увеличения и делают еще много чего, стараясь увеличить собственную прибыль. Однако частная энергетическая компания, какой бы крупной и прибыльной она ни была, не будет нести ответственность за нерешенные в регионе социально-экономические проблемы. Разделит ответственность - да. Ее заставят уйти с этого рынка - возможно. Но проблема долгов не рассосется и не исчезнет. И ответит за эти долги исполнительная и законодательная власть. Вместе. Одни за то, что проморгали, вторые - что не попытались решить.
Для примера рассказ из Свердловской области, не требующий комментариев. Там прошел настоящий «парад отставок» глав муниципалитетов. Буквально за пару месяцев от своих постов отказались пять глав городов. Те же, кто остался на своих местах, объ-явили настоящую войну энергетикам. Так, исполняющий обязанности главы Тавды Валерий Корнет объявил о введении в муниципалитете режима ЧС.
После этого администрация города на свое усмотрение поменяла схему энергопотребления, подключив обесточенные за долги участки. Дурной пример оказался заразительным. Мэр Камышлова Евгений Баранов также подписал постановление о вводе режима ЧС. Спустя неделю вспыхнул новый скандал. В Реже представители коммунального предприятия ООО «Тепло» пригнали на свою котельную экскаватор, сорвали пломбы, установленные газовиками, и открыли задвижку, чтобы запустить котельную. На люк, под которым находится задвижка, они водрузили ковш экскаватора, чтобы не позволить энергетикам пресечь воровство газа.
А теперь загадка: отгадайте, кто первым приедет в регион, где мэры городов один за другим вводят на своих территориях режим чрезвычайной ситуации?