Ежегодно присуждаемая премия Стеллы - за самые нелепые решения и судебные иски - на минувшей неделе вполне могла пополнить свой архив новым номинантом. В лауреатах премии уже числятся владимирские депутаты, законодательно запретившие пинать съедобные грибы в лесу, свердловские парламентарии, застраховавшие сами себя от изнасилования. Есть и американцы, принявшие закон, согласно которому ни одно животное не имеет права охотиться по воскресеньям, за исключением енотов. На минувшей неделе отличились и мурманские законодатели. К счастью, до енотов и грибов дело не дошло, но свинью под систему хозяйственного управления муниципалитетом депутаты горсовета все-таки подложили.
Убей в себе кота Леопольда!
Последнее в октябре заседание совета депутатов Мурманска не предвещало никаких скандалов, разоблачений и законодательных сенсаций. Депутаты демонстрировали дружелюбное отношение друг к другу и готовность плодо-творно поработать согласно ут-вержденной повестке дня.
Но вдруг грянула буря. Заготовленный рояль из кустов вытащил депутат Юрий Макаренко. При рассмотрении поправок в бюджет-2010, касающихся финансирования больницы скорой медицинской помощи, Макаренко не к месту заявил о порочной практике предоставления муниципальных гарантий, которые могут дорого обойтись городской казне. Юрий Анатольевич потряс в воздухе некими документами и за-явил, что располагает необходимыми доказательствами.
Рассматриваемый вопрос о больнице мгновенно отмели на обочину. Убив в себе кота Леопольда, Юрий Макаренко приступил к заготовленным разоблачениям.
По словам Макаренко, в его распоряжении оказались документы, из которых следует, что строительная компания «АСМ» (к ней непосредственное отношение имеют депутаты Алексей и Сергей Веллеры) якобы не в состоянии выплатить кредит, взятый в банке под гарантии муниципалитета.
«Это значит, что 25 ноября наступит час «Ч», и казна будет расплачиваться за Веллера», - вторил ему с места депутат Мусатян.
Макаренко напирал: по его данным, почти все активы, принадлежащие компании «АСМ», уже проданы, а кредит банку в 95 миллионов рублей возвращать нечем.
- Если мы сегодня законодательно не запретим выдачу муниципальных гарантий, то 25 ноября компания «АСМ» автоматически пролонгирует свой договор с банком под гарантии города, - бил в набат Макаренко.
Никакие возражения самого Сергея Веллера, ссылки на экономику, стабильное положение компании «АСМ», Бюджетный кодекс РФ, регрессные иски и невозможность безакцептного списания денег, выданных банком под муниципальную гарантию, разоблачителей не интересовали. Заявление Веллера о том, что «АСМ» в любом случае не собирается пролонгировать муниципальные гарантии, до адресатов также не дошли. Как и доводы депутата Алексея Веллера о том, что именно благодаря муниципальным гарантиям в Мурманске были построены торгово-развлекательный центр «Форум», асфальтобетонный завод, новый ЗАГС и другие объекты.
Гораздо интереснее показалось выступление начальника правового отдела совета депутатов Татьяны Шайдуллиной, которая пыталась объяснить депутатам, какие последствия может иметь отмена института муниципальных гарантий. По словам юриста, именно благодаря этим гарантиям муниципалитет через МРИВЦ имел возможность покрывать кассовые разрывы, выплачивая долги населения тепловикам. Если такой возможности не будет, то реакцию тепловиков и последствия неплатежей предсказать несложно.
Несмотря на все усилия, с первой попытки вопрос не набрал необходимых 15 голосов. Правда, спустя время, после жестких кулуарных переговоров недостающий 16-й голос все же был найден. И со второй попытки большинством голосов депутаты законодательно запретили использование института муниципальных гарантий, заложив в городскую экономику еще одну мину замедленного действия. Складывается впечатление, что хвостовики от этих мин мы будем находить еще долго и в самых неожиданных местах.
Досталось даже ученым
Ответ на вопрос «Что это было?» может стать ключевым для понимания нынешней ситуации и прогнозов на будущее.
В последнее время равновесие системы в совете депутатов все больше обеспечивается не стабильностью частей, а их напряжением. Это значит, что выбивание даже одного колышка может привести в движение всю конструкцию. Что, по сути, и попыталась сделать группа Мусатяна.
Важный элемент политической игры - демонизация какого-нибудь фальшивого жупела. Такой страшилкой на заседании совета младореформаторы сделали эти самые муниципальные гарантии, чтобы в очередной раз попытаться добавить головной боли бывшему главе совета. Разумеется, Мусатяна и компанию не устраивает, что
Алексей Веллер, несмотря на все их усилия, вновь набирает силу и становится тем лицом, с которым придется вести переговоры по ключевым вопросам. Вряд ли политические противники Веллера и вправду верят, что финансовое положение компании «АСМ» настолько тяжелое, что бывшего председателя можно повалить вот таким крестьянским выходом из-за печки.
Не исключено, что мастер спорта по шахматам Андраник Мусатян таким образом «тренировался на кошечках» - проводил генеральную репетицию, проверяя на прочность ряды своих депутатских сторонников перед грядущим в ноябре решающим голосованием по кандидатуре сити-менеджера. Вообще-то, заклинание «Нас 16» все чаще становится своеобразной молитвой в стане Андраника Мусатяна. Кажется, что этот молебен исполняют утром, днем и вечером, чтобы убедить и себя, и окружающих.
Как бы там ни было, но депутаты проголосовали за отмену института муниципальных гарантий. Есть подозрение, что плохая привычка ставить политику впереди городской экономики в скором времени может сослужить дурную службу и городу, и самим депутатам. Последние законодательные эксперименты городских младореформаторов напоминают старый анекдот с печальными последствиями: ученые решили испытать «Виагру» на кроликах, досталось даже ученым...
Бедность от ума
Бурно спорили депутаты и о прибыли муниципальных предприятий, которую те должны перечислять в бюджет Мурманска. При этом интересы разделились диаметрально противоположно. «Старожилы-практики» (преимущественно депутаты, работавшие еще во втором и третьем созывах) пытались доказать юной половине совета, что муниципальные предприятия должны делиться прибылью с казной. Но практичные новички, казалось, весьма взволнованы близостью муниципальных денег. И бизнес-молодежь стеной встала на защиту МУПов.
Мол, бедные муниципальные предприятия совершенно не могут развиваться, а мы у них еще и деньги последние забираем.
Больше других переживал депутат
Василий Вологдин, с недавних пор по совместительству возглавляющий муниципальное предприятие «Агентство «Мурманнедвижимость». Ему есть за что волноваться: прибыль, которую агентство зарабатывает на аренде городского имущества, составляет порядка 70 миллионов рублей в год. И вот беда, воспользоваться деньгами нельзя, потому что коллеги-депутаты призывают отдать деньги в бюджет. А там их на какие-нибудь социальные программы истратят или на зарплату бюджетникам. Нет, так дело не пойдет. Дошло до того, что
Василий Вологдин заявил: «Хороший руководитель муниципального предприятия никогда не покажет свою прибыль». Руководитель, может, и не покажет, но потом Контрольно-счетная палата (КСП) все найдет. И прецеденты уже имеются. Об этом и заявил глава городской КСП
Антон Заторский.
Урезонить молодых коллег пыталась и депутат
Вера Побединская, заявившая о том, что недополученная прибыль сократит доходную часть городского бюджета, а в этом случае муниципальному образованию придется иметь дело с областным министерством финансов.
Речь идет о субвенциях для городского бюджета, которые Мурманск получает из областной казны. За последний год политика областного минфина резко ужесточилась. И дело даже не в заявлениях губернатора Дмитрия Дмитриенко, настаивающего на том, чтобы муниципалитеты жили по средствам. Внесены изменения и в региональный закон о межбюджетных отношениях. В связи с этим у вице-губернатора Александра Ведерникова, курирующего финансовый блок, наверняка возникнет множество вопросов к областному центру. Самый простой: почему добрым депутатам не нужна прибыль муниципальных предприятий, но нужны дополнительные финансовые вливания из областной казны? Словом, как в старом анекдоте, если вы такие умные, то почему такие бедные?
Впрочем, народные избранники отказались от такой сомнительной перспективы - поправки, по которым городской бюджет терял порядка 150 миллионов рублей, так и не были приняты. И в этом случае «молитва» Мусатяна не помогла. 16-й смелый так и не был найден.