Бумеранг всегда возвращается

18 марта 2009 в 08:55, Мурманск
В свое время в Америке была популярной такая шутка о трех сменявших друг друга обитателях Белого дома. Франклин Рузвельт показал, каким должен быть американский президент. Гарри Трумэн - каким он быть не должен. Что же касается Дуайта Эйзенхауэра, то он доказал, что Соединенные Штаты могут вообще обойтись без президента. Нынешняя ситуация в Мурманске показалась чем-то сходной. Только вместо Рузвельта надо подставить имя Олега Найденова, надолго задавшего планку - каким должен быть мэр столицы Заполярья. Затем Геннадий Гурьянов - но тут не его вина, здоровье подвело. Что же до новоотставленного, то, говоря по совести, его лишний раз и упоминать-то не хочется.
И не потому, что за годы его руководства городом он чего-то не сделал или сделал не то и не так. Если и навредил чем-то себе бывший мэр, так, сдается, львиная доля этого вреда приходится на завершившуюся избирательную кампанию. То, что московские политтехнологи, которым, судя по всему, она была отдана на откуп, не поняли специфики настроений мурманчан, еще полбеды. Куда там! Похоже, и задача такая не ставилась - понять. Окрик сверху, и готово! Ан нет, недооценили столичные «мордоделы» жителей города-героя.
То, что на всевозможный пиар - белый и не очень - потрачены колоссальные деньги (их бы на мирные цели!) - очевидно было всем. То, что почти перед самым вторым туром мэр вдруг воспылал горячей любовью к губернатору (с которым все предыдущие годы жил как кошка с собакой), вместо ожидавшегося умиления у многих вызвало отвращение. Помнится, гоголевский Манилов мечтал, как, прознав про их нежную дружбу с Чичиковым, государь пожалует обоих генералами, - похоже, правда?
То, что привезенные уже в качестве генералов свадебных великие спортсмены вынуждены были «торговать лицом», распинаясь в дружеских чувствах к малознакомому или вовсе незнакомому человеку, ничего кроме стыда породить не могло. Право слово, совестно было за действительно выдающихся людей и за ту неприглядную роль, которую их уговорили или вынудили сыграть.
Апофеозом кампании стал лозунг «Добро победит!». Читай - победит, если выберете на второй срок указанного «добряка». Возникает совершенно резонный вопрос: а где это «добро» шлялось четыре года, пока нынешний мэр занимал свое кресло? Что тогда мешало ему побеждать? Если следовать такой логике, все это время город жил под властью Всемирного зла, так что ли? В общем, ситуация, достойная анекдота.
По всему получается, Сергей Субботин просто обязан испытывать к своему предшественнику некоторую благодарность. Столь бездарно, лучше сказать - топорно проведенная кампания, рассчитанная даже не на быдло, а просто на какую-то биомассу без малейших признаков мозгов, провалилась. Причем позорно, с треском. Конечно, не она принесла Сергею Алексеевичу победу (60,75 процента против 35,15 - огромный разрыв между количеством голосов двух кандидатов тому наглядное доказательство), она лишь сделала ее более убедительной, отвратив от соперника часть электората.
Каюсь, накануне второго тура дал себе зарок: если Субботин проиграет, ни на какие выборы до конца жизни я больше не ходок. Плохо подумал о мурманчанах, обеспечивших прекрасную для второго тура явку почти в 40 процентов (простите, земляки!) Как выяснилось, в Мурманске не работают дешевые избирательные трюки в дорогостоящем исполнении. А беспрецедентный предвыборный прессинг оказался бумерангом, который, будучи неточно запущенным, вернулся и ударил по самим запустившим. Хорошо, если это станет уроком на будущее любителям простых решений в духе: заплатил - получи.
Возможен, конечно, вариант с инициированием многочисленных судебных разбирательств по поводу реальных и мнимых нарушений законодательства. Пожалуй, охотники прикладывать припарки к явному политическому трупу могут и найтись. Специально для того, чтобы развеять подобные настроения, утром в понедельник я спросил о такой возможности председателя облизбиркома Анатолия Саренко.
- Из того, что известно мне, самое «яркое» нарушение избирательного законодательства - это то, что Юрий Евдокимов выступил по телевидению, - сказал Анатолий Пантелеевич. - Его заявление Октябрьским судом признано агитационным. Все остальные случаи - там надо разбираться, есть нарушение или нет. Конечно, в нашей жизни всякое возможно, но, на мой взгляд, чтобы отменить результаты голосования, нужны веские и серьезные аргументы. Вряд ли таким может быть выступление губернатора, которое транслировалось на небольшую часть города. Тем более, что первая трансляция была в 14:30, остальные - во второй половине дня. Вряд ли можно сказать, что он убедил 26 тысяч человек голосовать за Субботина. Решение избиратели приняли независимо от того, сказал губернатор это или не сказал. Если бы он даже и не сказал, результаты были бы такими же. Другое дело, что закон подобного не допускает, но только на этом основании взять и отменить результаты - на мой взгляд, это нереально.
Что ж, остается только пожелать Сергею Субботину успехов в новой должности. Благо, кажется, и здесь предшественник «постарался помочь». Множество самых разных моих знакомых пришли к единому мнению: в последнее время город управлялся так, что хуже уже просто некуда. Мурманчане заждались перемен. Будем надеяться, что они произойдут уже скоро, причем к лучшему.
Напоследок надо сказать, что столь же убедительную победу (60,71 процента против 37,61) во втором туре выборов главы сельского поселения Териберка одержал в воскресенье знаменитый капитан Валерий Яранцев, выдвинутый КПРФ. Его соперницей так же, как и в Мурманске, была выдвиженка «Единой России». И вот тут можно задуматься о кадровой политике если не всей правящей партии, то ее регионального отделения. Зачем было делать ставку на весьма непопулярную кандидатуру в областном центре? А в рыбацком поселке рыбацкий капитан - заведомо выигрышная кандидатура против женщины, пусть и обладающей хорошими качествами руководителя и хозяйственника. Остается лишь развести руками и вспомнить Жванецкого: «Может, что-то в консерватории подправить?»
Игорь КАТЕРИНИЧЕВ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter