Самая обсуждаемая тема сегодня в городе - закрытие хлебозавода. Действительно, часть его, а именно та, которая и выпекает хлебобулочные изделия, закрыта. Как объясняет генеральный директор ОАО «Хлебопек» Мария Гусакова, производству необходима серьезная реконструкция.
Накладные расходы при выпечке хлеба здесь очень высоки - одно содержание пятиэтажного здания хлебозавода съедает не только прибыль, но делает его изготовление убыточным. Это при том, что никакого дефицита хлеба в городе не наблюдается.
Тот же «Хлебопек» своевременно поставляет не только в свои торговые точки, которые разбросаны по всему Мончегорску, но и в другие магазины хлеб со своих заводов из Мурманска и Кандалакши.
Часть хлебозавода, выпускающая кондитерские изделия, продолжает работать.
По словам Марии Гусаковой, сейчас идет рассмотрение проектов реконструкции предприятия. Заявки с предложениями поданы не только российскими, но и зарубежными фирмами, из которых и будет отобран наиболее эффективный проект, который предполагается реализовать в кратчайшие сроки.
Безусловно, мончегорскому хлебозаводу реконструкция необходима давно. Оборудование устарело не только морально, но и физически, что отнюдь не способствует повышению качества выпускаемого на заводе хлеба.
Мончегорцы чутко отреагировали на этот признак - спросите в магазинах, какой хлеб пользуется наибольшим спросом, и вам уверенно ответят - ловозерский. Его завозят не во все магазины, а там, куда везут, раскупают моментально. Хлеб необыкновенно вкусный!
Нельзя спорить и с тем, что расходы предприятия непомерно высоки, и только их оптимизация, в первую очередь, установка новой линии выпечки хлеба, позволит их снизить.
Все так. Но почему же доводы здравого смысла отступают перед эмоциональной оценкой факта закрытия выпечки хлеба?
Первый и самый неоспоримый. Пострадали люди. В городе появились новые безработные. На службу занятости встали уволенные по сокращению работники, в основном женщины. Им, как полагается по законодательству, были предложены рабочие места по их специальности, но это хлебозаводы в Кандалакше и Мурманске.
Понятно, что никто не согласился - семьи-то здесь, в Мончегорске. Работники предпочли биржу труда в надежде вернуться на реконструированное предприятие.
Второй, не менее существенный, а по значимости для человека, пожалуй, и более весомый. Работников держали в неведении об их дальнейшей судьбе долгие месяцы. Слухи, и очень упорные, о закрытии появились давно, но руководство предприятия даже не удосужилось собрать людей, поговорить по-человечески, объяснить, почему нужно пойти на такой очень болезненный, трудный, но единственно правильный в такой ситуации шаг.
Все делалось в тайне, словно какая-то разведывательная операция велась. Даже в разговоре с корреспондентом «МР» Мария Гусакова все время призывала «не нагнетать ситуацию». Чего уж там нагнетать... Непонятно, почему честному разговору с людьми у нас всегда предпочитают умолчание, словно все само собой рассосется. Результат такой политики - озлобление людей и полное их неверие руководству.
Третий немаловажный довод - «даже во время войны хлебозавод работал». Бесспорно, что ОАО «Хлебопек» не допустит перебоев в снабжении хлебом Мончегорска на время проведения реконструкции.
Но город наш имеет немало примеров закрытия местных пищевых производств - молочного, колбасного, пивзавода, совхоза «Мончегорский», необходимость ликвидации которых также объясняли их нерентабельностью и неконкурентоспособностью по сравнению с петербургскими производителями.
Но в других городах области местным производителям серьезно помогли - и мы, потребители, сегодня отдаем предпочтение именно местным свежим яйцам, охлажденному мясу свинины, курам в противовес пусть несколько более дешевым, но перемороженным в кость.
Сейчас с прилавков магазинов исчезнет свежий, еще теплый хлеб и батоны - нельзя ведь довезти их горячими из Мурманска и Кандалакши. Будем надеяться лишь, что период реконструкции предприятия - повторимся, совершенно необходимой и давно назревшей, если не сказать перезревшей - продлится недолго.