Педагогическое сообщество всей Мурманской области собралось в Мончегорске, где состоялась региональная научно-практическая конференция. Тема разговора: модернизация образования в рамках стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.
«Стратегия 20-20», так окрестили этот документ в прессе, была представлена широкой общественности в феврале 2008 года. Тогда Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Государственного Совета, огласил основные направления развития страны на последующее десятилетие.
В центр всей концепции был поставлен человек, так как совершенствование его жизни - это необходимое условие прогресса современного общества. На пути достижения цели можно выделить, по крайней мере, три ключевых момента. Во-первых, вхождение России в группу ведущих мировых держав и по объему ВВП, и по среднедушевому доходу, и по множеству других параметров. Во-вторых, переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели. Для этого нужны не только технологические инновации, но и новые системы управления производством, новое содержание образовательных стандартов, и, что самое главное – инновационное поведение граждан. Поэтому третьим элементом стратегии являются фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека. Необходимо создать все условия для раскрытия творческого потенциала и постоянного самосовершенствования каждого жителя страны.
Как ни крути, в новой стратегии социально-экономического развития России на первый план выходит система образования государства, которую в последнее время просто лихорадит от всевозможных реорганизаций. Напомним, что на апрельском общегородском родительском собрании введение нового закона в этой сфере начальник управления образования при администрации Мончегорска Александр Архипов прокомментировал следующим образом: «От него мы ждем много позитива, но, к сожалению, пока законопроект вызывает больше вопросов, чем ответов».
Вопросы есть как у педагогов, так и у родителей. Их беспокойство повсеместно вызывает переход на новые стандарты образования в рамках национальной президентской инициативы «Наша новая школа». Смятение отцов и матерей в ходе научно-практической конференции прокомментировал присутствующий на ней министр образования и науки Мурманской области
Василий Костюкевич:
- Я прошу прощения у родителей, но у меня всегда складывается впечатление, что когда мамы и папы обсуждают профессиональные вопросы, они это делают исключительно с позиции своего ребенка, а дети разные - хорошие, отличные, плохие. Отсюда у нас и разнобой, и разночтения. Новые стандарты мы вводим в начальной школе 1 сентября 2011 года, хотя в шестидесяти образовательных учреждениях области они уже апробировались, и все остались довольны. Учителя дали высокую оценку.
Новые стандарты школы – это, прежде всего, принятие другой технологии образовательного процесса и других требований со стороны государства, которые теперь будут касаться не только результатов учебы, но и условий ее организации. Переход начальной школы к новым образовательным стандартам действительно проходит без особых потрясений, во всяком случае, пока. К сожалению, того же нельзя сказать об основной и старшей школе. В них нововведения планируются только в 2015 и 2020 годах соответственно. Однако родители крох уже сейчас ведут жаркие споры в Интернете, где под патронажем Министерства образования и науки РФ организовано всероссийское обсуждение грядущих изменений. Родителей пытаются всячески успокоить чиновники, но, по иронии судьбы, в той же глобальной сети можно найти комментарии ведущих социологов страны по поводу преобразований в школе, и их суждения нельзя назвать одобрительными. В частности, волнует, не повлечет ли за собой реформа сферы образования дополнительных денежных затрат из кошелька родителей, и потянут ли такие расходы семьи учеников. На сегодняшний день этот вопрос остается без однозначного ответа. Реформа только в самом начале, выводы, видимо, делать рано. Но как бы потом не было поздно, конечно…
Изменения, которые хотят ввести в школах, конечно, настораживают, но нельзя не отметить, что многие из проблем сферы общего образования, которые никогда, казалось, не найдут своего решения, постепенно уходят в прошлое. Доклад начальника Управления образования при администрации Мончегорска Александра Архипова очень убедителен в этом плане. Показатели компьютеризации школ растут, и 70% наших педагогических работников регулярно используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. 90% образовательных учреждений города используют возможности электронного дневника. Таким образом, можно сказать, что обновление материальной базы образовательных учреждений, пусть и не полностью, но изменилось в лучшую сторону.
С другой стороны, остаются неразрешенные проблемы, например, старение педагогических кадров.
– Нам хотелось бы, чтобы эта проблема была решена на уровне государства, - говорит Александр Игоревич. – Ну, что можем сделать мы сами? Со школьной скамьи готовить педагогическую смену. И такой опыт работы в городе мы имели, его есть кому продолжить: преемнику традиций школы №3 – лицею им.В.Г.Сизова. Определенную помощь оказывает Совет депутатов и администрация города. На основании решения Совета города молодым специалистам устанавливают 20% надбавку к окладам и выплачивают единовременное пособие в размере шести должностных окладов. Все это способствует закреплению кадров в учреждении.
Однако корень проблемы заключается в том, что приток молодых специалистов в Мончегорск очень и очень мал. И в перспективе не предвидится, что наш провинциальный моногород станет привлекательным для выпускников центральных педагогических вузов. Это же можно сказать и о других городах Мурманской области, и других регионов России, поэтому непонятно, как правительство страны собирается проводить модернизацию системы образования без учета этого момента. К тому же не надо забывать, что в университетах педагогические кадры готовятся в большей степени по старым методикам, не рассчитанным на инновационного человека. Конечно, можно принять новое научно-методическое обеспечение, но нельзя заменить имеющихся преподавателей, которые в большинстве своем сами учились давно и настроены консервативно.
Кстати говоря, консервативно – вовсе не означает, что плохо. Вспомните, как негативно восприняли Единый государственный экзамен преподаватели лучших вузов страны. Этот по-прежнему острый вопрос в современной системе образования также обсуждался в ходе научно-практической конференции.
- Я не могу не отметить, что в последнее время уровень подготовки абитуриентов, - говорит заместитель председателя президиума КНЦ РАН Валентин Петров, - очень низкий. Конечно, мне плохо знакома школьная система подготовки, я не работаю в ней и не могу объективно судить о тех изменениях, которые в ней происходят в последнее время. Но скажу честно, они мне не понятны. И главное, я не понимаю, как можно воспитать инновационного человека с помощью ЕГЭ. Эта форма безлична, вуз не видит, какого абитуриента он берет к себе. Он не может быть в нем уверен. Это было, есть, и, к сожалению, остается проблемой.
Новая форма Единого государственного экзамена введена уже несколько лет назад. Она так и не получила всестороннего одобрения, но страсти вокруг этого вопроса в последнее время немного утихли. Причем зря.
- Мы постоянно используем термин «система образования», - говорит заместитель директора Кольского филиала ПетрГУ Максим Шишаев, - но делаем это только формально, потому что в сфере образования региона есть множество асистемных элементов. В оригинале все должно выглядеть следующим образом: школы готовят студентов для региональных вузов, выпускники которых удовлетворяют кадровые потребности экономики Мурманской области. Но этой идеальной связи нет. Она разрушается уже на первом этапе, и во многом этому способствует Единый государственный экзамен.
Рассмотрим на примере. Как заявил Александр Архипов, в рейтинге муниципальных образований Мурманской области по результатам Единого государственного экзамена по обязательным предметам в 2010 году Мончегорск вышел на первое место. Общее число выпускников, получивших на ЕГЭ 90 и более баллов, в нашем городе с каждым годом увеличивается. В 2010 году их было13 человек. И все они не продолжают свое обучение в вузах Мурманской области, а уезжают учиться в столичные университеты. Вероятность того, что эти ребята вернутся обратно, мала.
Конечно, осталось еще много выпускников, а значит, волноваться не о чем. Да?
- Когда представители региональных вузов приходят в школы, - продолжает Максим Геннадьевич, - их, естественно, встречают с распростертыми объятиями. Однако в последующем выясняется, что городские школы уже давно сотрудничают с тем или иным столичным университетом, и их дети ориентированы для поступления в университеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Получается, что и оставшиеся выпускники, которые набрали по результатам ЕГЭ приличное количество баллов, также имеют возможность поступить в университеты, находящиеся за пределами Мурманской области.
То есть для самих выпускников ЕГЭ эта безличная и вызывающая нарекания многих система экзаменов является неплохим трамплином. Теперь не надо быть медалистом, как раньше, чтобы получить преимущество при поступлении в вуз, - достаточно знать только то, что нужно для приобретения профессии. Но как бы все ни выглядело на бумаге, на деле получается менее радужно – страдает и без того испытывающая трудности региональная экономика. Министра образования и науки Мурманской области Василия Костюкевича, видимо, это не очень волнует. «Не слушайте его», - так шутливо прокомментировал он выступление Максима Шишаева.
Однако наука и существует для того, чтобы будоражить умы общественности и заставлять ее думать на перспективу. Сейчас Россия – страна, ориентированная на центр, а именно, Москву и Санкт-Петербург. Социально-экономическая инфраструктура этих городов развивается небывалыми темпами, оставляя за собой периферию. А «Стратегия 20-20» предусматривает совершенствование всего государства, чтобы оно могло быть конкурентоспособным в мире. Уже сейчас для этого региональные чиновники от образования стараются привлекать инвестиции бизнеса в школы, ссузы и вузы, чтобы оздоровить экономику области. Разрабатываются программы по индивидуальной работе с одаренными детьми, рассматриваются возможности профильного обучения в условиях работы ресурсных центров. Но все это не позволяет уверенно сказать, что мы идем дорогой инновационного человека. Ключевые проблемы, которые мешают этому, озвученные на прошедшей научно-практической конференции, не могут быть решены на уровне региона. Противоречия
реформирования системы образования реально убрать только на самом высоком уровне. До этого момента любая модернизация региональной системы образования будет носить незавершенный характер