20 июня 2012 успешно зарегистрирована Мурманская региональная общественная организация "Экоравновесие".
На вопрос о том, что же подтолкнуло их на появление организации, ответ – нас не устраивает навязывание мнения о неспособности России, в частности Мурманской области, решать экологические проблемы самостоятельно, принимать решения по дальнейшему развитию области, учитывая интересы населения и государства.
Порядком надоело засилье общественных организаций, действующих за деньги иностранных организаций, которые выступают за закрытие крупных промышленных предприятий нашей области, в результате чего мы столкнемся с безработицей, социальной напряженностью и разгулом преступности.
Количество публикаций об опасности разработки газоконденсатного шельфа, эксплуатации Кольской АЭС, Кольской ГМК и нефтепереливных комплексов превышает десятки, но никто из «общественных экологов» не говорит о том, что в западных странах и США происходит постоянное развитие отраслей промышленности именно в этих направлениях. «Общественники» не замечают проведения разведывательных экспедиций финских и американских кораблей для установления объемов и месторасположения полезных ископаемых в Арктике, развития атомной энергетики во Франции и планов строительства новых реакторов по всему миру, разработки новых месторождений руды иностранными государствами и нарушений интересов России по сохранению и добыче биологических запасов морей и океанов. Примеров можно привести много
22 июня 2012 г. активистами организации проведен общественный контроль деятельности ОАО «КГМК» в г. Мончегорске.
Выбор предприятия для проведения проверки очевиден – данное предприятие является крупнейшим в Мурманской области, осуществляет выбросы веществ, которые явились причиной загрязнений вблизи таких городов как Мончегорск, Никель и Заполярный.
Во время проверки мы попросили данные в отношении:
- концентраций выбросов предприятия за ближайшие несколько лет;
- технологических схем промплощадок;
- затрат предприятия на вложения по модернизации устаревшего оборудования;
- организаций, осуществляющих мониторинг экологической ситуации вблизи промплощадок.
На предприятии диалог с нами вел Шкодин Михаил Анатольевич – начальник отдела экологической безопасности. Именно он отвечал на наши вопросы и предоставил нужную нам информацию. Ранее Михаил Анатольевич работал в плавильном цехе и хорошо знает о технологическом процессе и объемах выбросов, производимых КГМК. При встрече с нами он сразу пояснил, что предпочитает разговаривать языком цифр.
Итак, что нам удалось выяснить:
В первую очередь, мы получили конкретные цифры выбросов предприятия в окружающую среду, в том числе по SO2, которые вызывают выпадение кислотных осадков, а также тяжелых металлов, таких как никель и медь в период с 1990 г. по 2011 г.
Что же мы наблюдаем:
С начала проведения финансирования программы по снижению выбросов предприятия (1998 г.) массы загрязняющих веществ за этот период значительно сократились:
по выбросам в атмосферу:
SO2 - с 277 до 134,3 тыс. т/год,
твердые загрязняющие вещества - с 16338,8 до 10027 т/год,
Ni - с 1627,1 до 590 т/год,
Cu - с 1062,2 до 630,8 т/год,
а по сточным водам:
Ni - с 35,94 до 2,572 т/год,
Cu - с 3,27 до 0,1839 т/год.
Динамику выбросов можно оценить по следующим графикам:
Сначала к данным КГМК мы отнеслись с настороженностью и сравнили их с данными Гидромета, который тоже осуществляет контроль концентраций вредных веществ в Мончегорске, Никеле и Заполярном.
По данным Гидромета:
Также Гидрометом проводятся систематические наблюдения за содержанием металлов в атмосферном воздухе:
Максимальная концентрация никеля в атмосферном воздухе практически на уровне предельно-допустимой концентрации в г. Заполярный - 950 нг/м3,
в п. Никель - 700 нг/м3,
в г. Мончегорск - 490 нг/м3
при допустимой норме - 1000 нг/м3.
Максимальная концентрация меди (недельная экспозиция) в атмосферном воздухе ниже уровня предельно-допустимой концентрации: г. Заполярный - 600 нг/м3,
п. Никель – 960 нг/м3,
г.Мончегорск - 660 нг/м3
при допустимой норме - 2000 нг/м3.
Среднегодовые концентрации металлов в атмосферном воздухе за период с 2007-2012 гг.:
Правильность измерений российской стороной концентраций загрязняющих веществ подтверждается результатами сравнений измерений диоксида серы на российских и норвежских станциях (Никель, Заполярный, Сванвик, Карпдален).
Конечно, тенденция снижения объемов выбросов в окружающую среду видна, тем более, что полученные графики и цифры мы получили из двух различных источников, но нам стало интересно что привело к такому снижению выбросов.
Когда мы задали этот вопрос Михаилу Анатольевичу, он рассказал, что КГМК для снижения объемов выбросов реализует проекты по модернизации оборудования, исходя из особенностей производственного процесса, который можно представить в виде такой схемы:
Справка: Файнштейн (нем. Feinstein, «тонкий, нежный» камень) — промежуточный продукт в пирометаллургической фазе получения никеля (Ni3S2). Получается при конвертировании штейнов. Медный файнштейн (Cu2S) чаще называется белым маттом.
Изучив документы, представленные КГМК, мы выяснили:
- в 2011 году на площадке Заполярный закончилось строительство участка брикетирования концентрата вместо участка обжига. После внедрения данной технологии выбросы двуоксида серы должны резко снизиться;
- прекращение переработки норильской руды, где содержание серы (но и никеля) было в несколько раз выше, чем в местной руде, для этого потребовалось существенное расширение собственной рудной базы;
- проведена модернизация рудно-термических печей, и тем самым, значительно уменьшить низкие выбросы диоксида серы и пыли, которые являются наиболее значимыми по влиянию на окружающую среду пгт Никель;
- проведена работа по реконструкции обогатительной фабрики по увеличению содержания никеля в концентрате, что позволило снизить проплава серосодержащей шихты, и как следствие, сократить низкие выбросы диоксида серы и пыли;
- реализована модернизация трактов газоудаления конвертеров и сернокислого производства. Надо отметить, что произведенная серная кислота является убыточной продукция, её цена на 4,5 тыс. рублей выше, чем закупочная цена у производителя, находящимся в центре России. Исходя из объемов производства (60-70 тыс. тонн) компания несет убытки от 270 до 315 млн. рублей в год;
- реализуются мероприятия по подготовке плавильного цеха в Никеле к работе на новом виде сырья;
- выполнен проект по транспортировке технологических газов РТП и сбора аспирационных газов от штейновых и шлаковых площадок печей с их транспортировкой на дымовую трубу № 2;
- реализован проект по автоматизации существующей системы загрузки на РТП № 3,4 плавильного цеха;
- выполнен проект по сбору неорганизованных выбросов от конверторов с направлением их в дымовую трубу № 3, и реализован на одном из конверторов;
- произведены замены катализатора в контактном аппарате первой и второй очереди УПС и керамической насадки впервой и второй промывных башнях первой и второй очереди.
Честно говоря, мы перечислили наиболее значимые мероприятия компании, проведенных в целях снижения выбросов в окружающую среду. Остальная масса нововведений займет ещё, как минимум 2 листа текста, и мы не можем дать оценку их значимости для снижения степени воздействия на экологию региона.
Нам также показали «План работы при неблагоприятных метеорологических условиях», по которому при уменьшении силы ветра предприятие обязано снижать мощность производства вплоть до полной остановки.
К примеру, в первом полугодии 2012 года такие действия производились 50 раз, время ограничения и простоя составило 417,5 часов.
На вопрос о том, какие организации в Мурманской области осуществляют контроль экологической обстановки вблизи промплощадок КГМК, нам назвали:
- «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- ЦЛАТИ по Мурманской области и Гидромемт;
- ГПЗ «Пасвик»;
- Кольский НЦ РАН;
- Лесотехническая Академия (г. Санкт-Петербург);
- Государственный институт прикладной экологии;
- Кольский геологический информационно-лабораторный центр;
- Лапландский государственный природный Биосферный Заповедник.
Также КГМК участвует в программе мониторинга состояния окружающей среды в приграничном районе Норвегии, Финляндии и России, данные которой учитываются при прогнозах экологической обстановки на ближайшее время.
Не можем не отметить, что, к примеру, в окружении города Мончегорска нельзя не заметить улучшение состояния почвы. Пока что малая, но все-таки появляется растительность, закрывающая лунный пейзаж окрестностей. В 2011 году результаты программы исследований показывают, что радикальных изменений в состоянии природных сообществ не произошло. Состояние растительности, характеристики разнообразия беспозвоночных и птиц сохраняют тенденции 2008-2010 гг. В целом ситуацию можно признать стабильной.
08 июля 2011 г. на техническую территорию компании в г. Мончегорске приехали представители международной рабочей группы в рамках проекта «Горячие точки» Северо-Запада России, в состав которой входил и Консул Генерального консульства Финляндии в г. Санкт-Петербурге Хэмми Рита. Это событие широко освещалось СМИ нашего региона (а если кто помнит, этому даже была посвящена передача на радио и статья в одной из газет Мурманской области под названием «Когда деревья будут большими…» - честно, вспомнила по памяти, найти в интернете не смогла).
По окончании этого визита у иностранных специалистов сложилось мнение о необходимости исключения г. Мончегорска из списков «горячих точек» благодаря использованию современных технологий при выплавке металла.
Не могу не отметить, что во время подготовки этого отчета по общественной проверке КГМК в Интернете появилась статья экологической организации «Беллона», в которой общественности преподносится информация о не снижающихся выбросах предприятия. Конечно с учетом признания бывших сотрудников данной организации о финансировании «Беллоны» из Норвегии , (еще на Youtube.com, и на Hibiny.com), скорее всего опубликованная статья, является очередной попыткой иностранного государства найти рычаг политического воздействия на РФ на международной арене. И несмотря на то, что наша организация была недавно создана, и мы только начали работу по мониторингу экологии Кольского полуострова, но уже нашли информацию о незаконном вылове норвежскими рыбаками атлантического лосося в открытом море в обход запретам международного соглашения. Об этом можно легко прочитать в статьях российских экологов, однако, найти информацию на сайте «Беллоны» об этом нельзя. На наш взгляд ответ прост – это не выгодно иностранным спонсорам. Этот факт подтверждается тем, кому интересно конечно, что львиная доля бюджета той же Норвегии наполняется за счет реализации лососевых, которые, между прочим, нерестятся и в наших реках. Надеюсь никому не надо объяснять к чему может привести бесконтрольный отлов лососевых норвежцами.
Поэтому комментировать очередную попытку представления России в виде «неотёсанного медведя», мы не будем.
На вопрос, можно ли ждать улучшение экологической ситуации вокруг промышленных площадок КГМК, мы думаем можно четко сказать - да. Но в какие сроки, и в чем причина этого, нам пришлось разбираться самим.
Давайте обратимся к истории.
Плавильный цех в Никеле был построен в 30-х годах 20 века на базе имеющихся месторождений никелевых руд, как подразделение канадской компании «Инко». После победы в Великой Отечественной войне данные производства перешли к СССР, а с учетом гонки вооружений в 70 годах было принято решение о переходе на руду Норильских рудников. По мнению экспертов именно этот год можно считать как началом воздействия на среду, не позволяющему восстанавливаться экосистеме региона. Таким образом, в окружающей среде за годы переработки руды с большим содержанием серы накапливались загрязняющие элементы, и сейчас, необходимо говорить о присутствии вторичного загрязнения среды при таянии снегов, выпадении осадков и изменении силы ветра. Уничтоженные за времена СССР площади земель, подверженных антропогенному воздействию, на данный момент являются такой же угрозой для растительного и животного мира, как и выбросы производств предприятия. С одним их отличием – человек не может их контролировать.
С данными выводами согласны специалисты как в Гидромете, так и в КГМК. Кроме того, все без исключения специалисты указывают на неправильное географическое расположение жилых домов по отношению к направлениям выбросов комбината в Никеле, а в городе Мончегорске наоборот, «старые» районы построены с учетом розы ветров и естественного ландшафта, что объясняет более лучшую экологическую обстановку непосредственно в городе.
Проекты по рекультивации земель ведутся КГМК, однако в этом проекте необходим комплексный подход, и активисты МРОЭО «Экоравновесие» предложили свою помощь предприятию. Наша организация имеет контакты с представителями научных кругов, как в нашем регионе, так и в центральной части России, которые уже принимали участие в подобных работах. Возможно, их опыт пригодится КГМК в решении экологических проблем, связанных с устранением вторичного загрязнения. Мы с большим удовольствием будем содействовать предприятию в укреплении данных контактах.
Ну что же, на наш взгляд, можно подытожить проведенную общественную проверку следующими тезисами:
- Сотрудниками контрольных органов и организаций ведется постоянный контроль состояния экологической обстановки вблизи производственных площадок предприятия. Информация об объемах выбросов общедоступна;
- Кольская ГМК активно проводит мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ, затрачивая солидные суммы на модернизацию производства и отказом от использования сырья с более высокой концентрацией серы, никеля и меди. Об этом свидетельствуют данные мониторинга загрязнения окружающей среды контролирующих органов, а также мнение иностранных специалистов, посетивших промышленную площадку в г. Мончегорске.
- ОАО «Кольская ГМК» - экономически значимое предприятие в области, на котором трудится большое количество людей, и является градообразующим для трех населенных пунктов Мурманской области.
- Процесс загрязнения территорий вблизи пгт. Никель начался с 30 годов 20 века, и рассчитывать на быстрое восстановление экосистемы, по меньшей мере, глупо. В настоящий момент наблюдается вторичное загрязнение окружающей среды, поэтому, помимо уменьшения выбросов, Кольская ГМК проводит мероприятия по рекультивации земель, подвергнутых антропологическому воздействию, но мы считаем, что к данной работе необходимо подключить специалистов более высокого уровня.
В конце добавлю, что общественные проверки деятельности предприятий Мурманской области мы намерены проводить регулярно, а результаты их будем выкладывать на нашем сайте для ознакомления общественности Мурманской области.