Начало фенологического этапа «предлетье» ознаменовалось для нашей группы восхождением к водопаду Девичьи косы, скрытому во впадинах и углублениях Монче тундры. Под руководством опытного путешественника Виктора Воронкова маршрут начался от бывшего рудника на горе Ниттис и далее по направлению к южному склону горы, откуда открываются прекрасные панорамы на целую систему озер, соединенных рекой Вите, и могучие плечи северных гор.
Оживление тундры
Тундра встретила путников настороженно. Не раз испытывала скользкими камнями и каменными насыпями, мощными зарядами снега. Начало июня в этом году прохладное, неласковое. Неустойчивая погода, характерная для севера, в основном связана с вторжением циклонов – уроженцев морей и океанов. Влажный морской воздух веет холодом, затягивает небо серой наволочью. И хотя на подступах звонкое лето, при исключительных погодных обстоятельствах бывает, что и снежок валит. Несмотря на это, поддавшись майскому теплу, растения зацвели. Солнечное тепло мая не только согнало снег, но и прогрело мелкий слой почвы. Растения за долгий суровый период уже подготовлены к такой быстрой смене фенологических фаз, когда вслед за таянием снега сразу начинается цветение.
Активно цветет карликовый рододендрон со сложным называнием луазелеурия, дерновинки которого покрыты кожи-стыми листочками и розовыми цветками размером со спичечную головку. Цветет ягодный
кустарничек, по саамски – «тиярмес-муорхь», что в переводе значит гром-ягода, или арктоус альпийский. Это растение зацветает прежде, чем у него распустятся листовые почки, мелкими белыми цветами в форме кувшинчика. В некоторых местах остались прошлогодние ягоды арктоуса.
Почки, цветы и ягоды этого растения служат любимым кормом тундряной куропатке. Склон Монче-тундры не исключение. Пару раз куропатки, еще белые, как свежевыпавший снег, тяжело пролетали мимо нас, внося оживление в кажущуюся такой безжизненной и пустынной тундру.
На обратном пути кто-то замелькал между камней. Стараясь подойти аккуратно и как можно более бесшумно, мы направили в ту сторону объективы фото-камер. Куропач, уже начавший линять, чтобы сливаться с окружающей средой, маневрировал между камней и кустарников. Когда мы подошли слишком близко, птица шумно поднялась и отлетела на безопасное расстояние.
Если в предгорье уже явное предлетье, то на самой вершине – ранняя весна. Сейчас у макушки Монче-тундры нежно-фиолетовые бутоны филлодоце припорошило свеженьким июньским снегом. Вместо зарослей карликовых берез и ив - пока только веточки с намеком на будущие листочки.
Одна из самых характерных особенностей развития тундровых растений – цветение при минимальных размерах цветоносного стебля. Многие растения начинают цвести, как только земля освободится от снега. В это время рост еще не начинается, и цветоносы очень короткие. Это явление имеет приспособительное значение. Температура воздуха выше всего в приземном слое, что благоприятствует цветению в прохладную погоду.
Радость от общения с природой
Возвращаясь обратно, шли по песчаной дороге, где часто встречаются следы лося. Они не стадные животные, обычно живут поодиночке или небольшими группами. У лося чуткий слух и прекрасное обоняние, поэтому к нему трудно подойти незамеченным.
Зато сам водопад Девичьи косы трудно обойти – он сейчас громогласен: клокочет и кричит. Не зная его месторасположения, его можно найти по “голосу”. Талые воды стремительным потоком разбиваются о камни и стремятся соединиться с водами Сейд-озера. Каскады водопада еще не полностью открылись: основная их часть скрыта от глаз под еще мощным пластом снега.
Это небольшое восхождение вызвало огромную радость от общения с дикой природой. Каждый раз, оказываясь в уже знакомых местах, не перестаешь удивляться и восхищаться разнообразными формами тундрового рельефа: бескрайними плато-полигонами, возвышенностями и округлостями, впадинами и трещинами, рокочущими потоками и величественными водопадами – результатом взаимодействия почвы, растительности и воды.
Лапландский заповедник, в охранной зоне которого расположился этот водопад и эти склоны, призван сохранять ранимую и трогательную дикую природу Заполярья.